Реорганизация фонда социального страхования завершиться до. Относительно реорганизации и деятельности фонда социального страхования украины

1. Во исполнение требований Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее - Закон № 1105) завершена реорганизация путем слияния Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности и с 1 августа 2017 года Фонд социального страхования Украины в полной мере начал исполнение всех задач и функций, определенных законом.

Исполнительная дирекция Фонда и комиссии по прекращению Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности подписали передаточные акты, что означает завершение процедуры вступления Фондом социального страхования Украины правопреемства в полном объеме.

Фондом в полном объеме выполняются все функции и задачи, предусмотренные Законом, в частности, предоставление материального обеспечения, страховых выплат и социальных услуг, профилактика несчастных случаев, осуществление проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам, контроля за использованием работодателями и застрахованными лицами средств Фонда и тому подобное.

Застрахованные лица не почувствовали никаких проблем со своевременностью выплат и получением причитающихся им медицинских и социальных услуг. Это свидетельствует, что реформа состоялась и государство в лице Фонда социального страхования Украины гарантирует застрахованным лицам надежную социальную защиту.

Информацию об адресах и телефонах рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях и г. Киеве можно найти на веб-сайте Фонда в разделе «О Фонде - Региональные управления».

Принятые постановления Фонда размещены на веб-сайте Фонда в разделе «Нормативно-правовая база - Постановления правления Фонда».

2. В соответствии с пунктом 9 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» нормативно-правовые и распорядительные акты Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности действуют до утверждения соответствующих решений Фондом.

Учитывая указанное, страхователи подают в Фонд социального страхования Украины Отчет по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 18.01.2011 г. № 4 «Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчетности по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (далее - Порядок № 4) , и Отчет относительно уплаты задолженности по уплате страховых средств в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 30.11.2010 г. № 31 «О порядке взимания и учета задолженности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины» (далее - Постановление № 31).

Для приведения нормативных актов Фонда в соответствие с требованиями действующего законодательства исполнительной дирекцией Фонда осуществляется разработка единой формы отчетности страхователей по средствам Фонда, внедрение которой позволит уменьшить нагрузку на работодателей, в частности, путем уменьшения круга лиц, подающих отчетность в Фонд, и возможность ее представления страхователями в электронном виде.

Что касается Порядка финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 22.12.2010 г. № 26, то он будет приведен в соответствие с Законом № 1105 в связи с образованием Фонда социального страхования Украины и принят правлением Фонда после согласования с Государственной регуляторной службой Украины.

3. На сегодня порядок работы комиссий по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации регулируется Положением о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25 .

Сейчас разрабатывается новое Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности, что имеет целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства порядка работы комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию.

Обновленное Положение сохранит большинство норм, регулирующих работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию на предприятии, в учреждении, организации, которые предусмотрены на сегодняшний день. Также в Положении будут учтены изменения наименования страховщика на Фонд социального страхования Украины и его рабочих органов.

Следует отметить, что согласно части 7 статьи 6 Закона № 1105 предусмотрено, что решения правления Фонда в соответствии с законом являются регуляторными актами, разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». В связи с тем, что Положение является регуляторным актом, изменения в него будут рассматриваться правлением Фонда после согласования с Государственной регуляторной службой Украины.

4. До принятия правлением Фонда решения об утверждении порядка и формы представления отчетности по средствам Фонда, страхователи или их уполномоченные лица обязаны подавать в отделения управлений исполнительной дирекции Фонда в областях и городе Киеве по их местонахождению или месту жительства отчетность по формам, утвержденным Порядком № 4 и Постановлением № 31.

Отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП составляется страхователем нарастающим итогом с начала года.

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 4 отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП не подается страхователем в случае:

Отсутствия у страхователя обязательства перед Фондом по субсчетам, на которых ведется учет расчетов с Фондом на начало отчетного квартала и оборотов по субсчетам в отчетном квартале;

Наличия обязательства Фонда перед страхователем на начало года и отсутствия оборотов по субсчетам, на которых ведется учет расчетов с Фондом в отчетном квартале.

Отчет по форме, утвержденной Постановлением № 31, подается страхователями, которые имеют задолженность по уплате страховых взносов по государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, до полного погашения задолженности.

Сроки представления страхователями вышеупомянутых отчетов за 9 месяцев 2017 года – не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, то есть не позднее 20 октября 2017 года.

Директор Е. Баженков

О РЕОРГАНИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО УСТЬ-ОРДЫНСКОМУ БУРЯТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" в целях повышения эффективности управления средствами государственного социального страхования с учетом мнения правления Фонда социального страхования Российской Федерации (решение от 22 апреля 2003 г. N 17/3) приказываю:

1. Реорганизовать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу путем присоединения к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Считать Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации правопреемником Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

3. Исполняющему обязанности управляющего Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации А.В. Мунгалову и управляющему Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Г.Д. Хусхаеву:

3.1. Подготовить и в недельный срок утвердить план согласованных действий по проведению мероприятий, предусмотренных настоящим Приказом. Обеспечить выполнение этого плана.

3.2. Создать комиссию для проведения работы по реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

3.3. Провести инвентаризацию имущества, денежных средств и расчетов Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и составить передаточный акт.

3.5. Обеспечить в период проведения мероприятий, предусмотренных настоящим Приказом, бесперебойное и стабильное функционирование государственного социального страхования, особое внимание обратив на своевременную выплату установленных законодательством пособий, финансирование санаторно-курортного лечения работников и оздоровления детей, выплат страхового обеспечения пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, оплату путевок для отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, оплату услуг по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

3.6. Обеспечить организацию и контроль за проведением комплекса мероприятий, связанных с реорганизацией Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, в соответствии с настоящим Приказом.

3.7. Обеспечить внесение соответствующих реорганизации изменений в базу данных ЕИИС "Соцстрах" Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

4. Управляющему Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Г.Д. Хусхаеву:

4.1. Направить в адрес страхователей информацию о реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

4.2. Уведомить кредиторов Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о проведении его реорганизации.

4.3. В установленные законодательством сроки предупредить работников Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о предстоящей реорганизации.

5. Исполняющему обязанности управляющего Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации А.В. Мунгалову:

5.1. Создать на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа филиал Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

5.2. В срок до 1 января 2008 года переоформить в соответствии с действующим порядком текущий и транзитный счета Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.3. Представить в Фонд социального страхования Российской Федерации документ, подтверждающий факт уничтожения печатей, штампов и бланков Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.4. Представить в Фонд социального страхования Российской Федерации свидетельство Федеральной налоговой службы России о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.

5.5. В срок до 30 октября 2007 года представить в Фонд социального страхования Российской Федерации предложения по изменению структуры и штатной численности регионального отделения в связи с мероприятиями, проводимыми в соответствии с настоящим Приказом.

5.6. После завершения реорганизации Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу представить предложения по внесению изменений и дополнений в Положение о Государственном учреждении - Иркутском региональном отделении Фонда.

5.7. Обеспечить осуществление размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ) и Приказом Фонда от 17.09.2007 N 219.

29 июня 2017 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошел круглый стол «Вопросы реорганизации Фонда социального страхования в публично-правовую компанию».

Работу круглого стола открыли модераторы – заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Кучеров Илья Ильич и первый заместитель Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации доктор юридических наук Писаревский Евгений Леонидович.

В своем обращении к участникам круглого стола Е.Л. Писаревский обозначил вызовы, с которыми сталкивается Фонд социального страхования и система социальной защиты в целом, и важность перехода на новую модель функционирования Фонда. Одним из способов решения существующих проблем является организация работы Фонда на основе страховых принципов, необходимость внедрения которых отмечается в поручениях Правительства Российской Федерации. Такое перестроение, безусловно, предполагает изменение действующего законодательства и проведение организационных процедур реформирования. В части подготовки проектов нормативных правовых актов Фонд уже ведет активную работу с ИЗиСП. Важное условие успеха этой работы – обеспечение гарантированности законных интересов участников системы социального страхования.

Заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор И.И. Кучеров в свою очередь подчеркнул значение научно обоснованных подходов к формированию правых основ новой модели функционирования фонда, в том числе в связи с его планируемой реорганизацией в публично-правовую компанию. Для обоснования возможных управленческих решений участникам круглого стола было предложено обсудить принципиальные вопросы о выборе организационно-правовой формы Фонда, распределении компетенции между его органами управления, бюджетировании процессов, разрешения споров, а также обеспечения системности регулирования.

Продолжил работу круглого стола ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук Емельянцев Владимир Петрович . В своем выступлении он остановился на целях и задачах, которые должны быть достигнуты в ходе преобразования Фонда социального страхования (ФСС) в публично-правовую компанию (ППК). Деятельность публично-правовой компании, как и Фонда, должна быть направлена на обеспечение социальной защиты застрахованных, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, и разработку предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

По мнению В.П. Емельянцева, успех проектируемой организации во многом будет зависеть от пределов ее самостоятельности в имущественных отношениях, т.е. от объема правоспособности. В случае принятия решения о реформе ФСС предстоит согласиться с тем, что создаваемая ППК станет собственником своего имущества, в том числе формируемого за счет обязательных платежей на социальное страхование. Определенные сложности возникнут при выборе способа ее создания между реорганизацией в виде преобразования и новым учреждением с последующей ликвидацией ФСС. Выбор способа повлияет на порядок перехода имущества от ФСС к ППК. В таких ситуациях важно не допустить подмену устоявшихся в науке и практике терминов сингулярного и универсального правопреемства конструированием «суррогатных» оснований, которые могут вызвать затруднения на практике, привести к нарушениям прав застрахованных и другим правонарушениям. Для принятия обоснованного решения необходимо диагностировать возможные риски. В частности, переход на страховую модель неизбежно повлечет возникновение конфликтов между ППК и застрахованными. Это во многом будет предопределять пределы государственного контроля и объем государственного регулирующего воздействия. Снижение рисков организационными способами на стадии проектирования ППК позволит в будущем избежать излишнего нормативного вмешательства в ее правоспособность.

Старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук Никифоров Андрей Викторович в своем докладе затронул вопросы создания ППК «Фонд социального страхования Российской Федерации», перехода прав и обязанностей от ФСС к ППК, порядка передачи Фондом полномочий по осуществлению государственных функций и оказанию государственных услуг. Кроме этого, из-за отсутствия возможности закрепления за ППК имущества на праве оперативного управления имущество, предаваемое Фондом, будет передаваться либо в собственность ППК, либо ППК будет от имени Российской Федерации осуществлять полномочия собственника. В связи с этим правовой режим владения, пользования и распоряжения имуществом будет различен.

Заведующий отделом финансового, бюджетного и налогового законодательства ИЗиСП доктор юридических наук Поветкина Наталья Алексеевна рассмотрела проблемы взаимодействия ППК с органами государственной власти, страхователями и застрахованными в части, касаемой изменения правовых режимов денежных средств, поступающих в Фонд (тарифы) и особенностей финансовых средств, обусловленных «выходом» бюджета Фонда из бюджетной системы Российской Федерации. В частности, было обращено внимание на принципиальные изменения финансово-правового статуса Фонда, связанного с его трансформацией из внебюджетного фонда в ППК. Это предполагает формирование собственного годового финансового плана (бюджета) Фонда, утверждения решением Наблюдательного совета Фонда.

Финансирование деятельности Фонда предполагается осуществлять не за счет бюджетных средств, а за счет собственных, формы которых будут закреплены Федеральным законом о статусе ФСС в качестве ППК. При этом Фонд будет получать субсидии на финансовое обеспечение отдельных расходных обязательств Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан в пределах установленных Федеральным законом о федеральном бюджете на год и соответствующий период. Не менее значимому изменению подвергнется и правовой режим денежных средств, уплачиваемых в качестве обязательных социальных взносов. Данные взносы из так называемых налоговых (правовое регулирование которых в настоящее время определено в Налоговом кодексе Российской Федерации, а администрирование возложено на налоговые органы) будет изменен на парафискалитет, уплачиваемый непосредственно в бюджет Фонда и соответственно администрируемый им. При этом ежегодное утверждение тарифов по взносам планируется передать в компетенцию РТК.

В своем выступлении Н.А. Поветкина подчеркнула необходимость и целесообразность рассмотрения вопроса о сохранении трехлетнего периода, на который будет утверждаться финансовый план (бюджет) Фонда и передачи Правительству Российской Федерации права по утверждению размера тарифа.

Ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук Синицын Сергей Андреевич в ходе выступления обозначил круг вопросов, связанных с организацией и осуществлением компетенции органов ППК. В частности, проанализированы преимущества и риски образования Правления, указано на неэффективность наделения Правления только координационно-совещательными полномочиями. Он предложил альтернативные варианты распределения полномочий между Наблюдательным советом, Правлением, Генеральным директором.

Заместитель директора Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Лещенко Сергей Николаевич свое выступление посвятил проблемам соотношения проектируемого закона с Федеральным законом «О публично-правовых компаниях». Рассуждая о возможных вариантах соотношения общих и специальных норм, Лещенко С.Н. высказал мнение, что основным документом для деятельности ППК должен быть ее устав. Акцент был сделан на необходимости детализировать полномочия учредителя ППК в лице Правительства Российской Федерации и разграничить компетенции органов управления ППК.

После обсуждения возможности реформирования ФСС в ППК было предложено перейти к обсуждению основной цели деятельности такой компании и новым перспективам, которые она может реализовать в своей деятельности. Ключевым направлением, как неоднократно отмечали участники круглого стола, должно стать обеспечение прав застрахованных. Эту тему дискуссии открыл главный научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Захаров Михаил Львович . В своем выступлении он напомнил успешные факты из отечественной истории функционирования системы социального страхования, эффективные модели управления такой системой. Заострил внимание на том, что в управлении такой системой имеются периоды, когда отсутствовали случаи ограничения прав застрахованных на получение страховой выплаты. В то же время в последнее десятилетие нельзя отметить как успешное для системы социального страхования. Сама идея создания ППК была воспринята критически.

В частности, было высказано опасение о рисках устранения государства и снятия с него ответственности за систему социального страхования. По мнению М.Л. Захарова, такой закон – это проявление инициативных запросов бизнес-сообщества. В результате, как отметил М.Л. Захаров, может произойти дальнейшее ухудшение социального страхования, что неизбежно повлечет увеличение смертности старшего поколения. Кроме того, не исключается увеличение риска экономической незащищенности лиц с органиченными трудовыми возможностями.

Продолжила обсуждение возможных проблем взаимоотношений ППК с застрахованными заведующий отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Путило Наталья Васильевна. В своем докладе она рассмотрела возможные способы совершенствования правового регулирования проведения экспертизы для проверки наступления страхового случая при несчастных случаях на производстве либо профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ходе дальнейшего обсуждения были рассмотрены административные отношения, которые могут возникнуть в ходе исполнения публично-правовой компанией своих полномочий, а также возможность обжалования действий и решений ее органов управления.

Кабытов Павел Петрович обозначил вопросы формирования досудебного порядка обжалования решений и действий ППК и ее должностных лиц, а также перспективы формирования в отечественном праве института уполномоченного в социальном страховании.

Младший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП Глазырин Тимофей Сергеевич рассказал о вариантах правового регулирования агентских полномочий ППК. В ходе выступления были выделены 5 возможных агентских полномочий, а также определены источники правового регулирования порядка их осуществления. Наиболее предпочтительным представлен вариант двухзвенного регулирования, предсматривающий принятие акта общего характера на уровне Правительства Российской Федерации и ведомственных актов на уровне Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации докладчик предложил определить принципы правового регулирования реализации агентских полномочий ППК, а также форму реализации каждого из них. Также, обоснована целесообразность актом Правительства Российской Федерации поручить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разработать подробные правила реализации каждого из агентских полномочий ППК.

После докладов состоялась дискуссия, в которой приняли участие Феоктистова Е.Н. (РСПП), Шанин И.Г. (Федерация независимых профсоюзов России), Попов О.В. (аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ), Макарова Л.В. (ТПП). В ходе полемики были высказаны пожелания о закреплении субсидиарной ответственности государства по долгам ППК, об изменении подходов государственного регулирования тарифной системы в социальном страховании. Были поставлены вопросы о роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в управлении ППК, о предполагаемых расходах на реорганизацию ФСС, об управлении рисками несостоятельности ППК, нормировании ее организационных расходов, об обеспечении эффективного управления финансами и сохранности недвижимого имущества, о пределах ответственности органов управления ППК за результаты деятельности. Были высказаны опасения о наделении органов управления ППК нормотворческими полномочиями, о последствиях ее монопольного положения на рынке социального страхования, а также сомнения об эффективности деятельности уполномоченного в сфере социального страхования, если его деятельность будет носить внутриведомственный характер, об отсутствии мотивации у работодателей поддержать инициативу реформы ФСС.

Итоги обсуждения подвел доктор юридических наук Е.Л. Писаревский, который отметил, что перспективы дальнейшего совершенствования управления социальным страхованием должны соотноситься с ролью, которая отводится ФСС. По его мнению, ключевой функционал определяется следующими направлениями: участие в бюджетных отношениях и обеспечение устойчивости финансовой системы в части достаточности средств для социального страхования; выполнение задач государственного страховщика в условиях деятельности на монопольном неконкурентном рынке, создание сети социального обслуживания и реабилитации. Переход на страховые принципы во многом будет способствовать успешной реализации обозначенных направлений деятельности. В результате реформирования ФСС на начальном этапе природа отношений усложнится. В тоже время многие риски известны и понятны. Для их минимизации обсуждаются различные варианты решений: регулирование учета и контроля за финансовыми ресурсами, сохранение казначейского обслуживания, внутренний аудит, сохранение контрольных полномочий со стороны Счетной палаты Российской Федерации и др. Это позволит обеспечить баланс учета и контроля за деятельностью ППК. Вместе тем для результативной деятельности решения органов управления ППК должны носить реальный регулирующий характер. Продолжить обсуждение указанных вопросов было предложено на следующем круглом столе, который планируется провести в конце июля 2017 года.

"По общему правилу отчетность в ПФР и ФСС России при реорганизации сдают организации-правопреемники. Это следует из положений части 16 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Реорганизация не изменяет сроков сдачи отчетности во внебюджетные фонды. Поэтому данные для НДФЛ и страховых взносов формируются только по организации Альфа – присоединяющегося общества. Данные по начислениям правопреемнику Бетта не переходят."Последний абзац Вашей консультации совершенно непонятен. Он имеет двоякое значение.

При присоединении база по страховым взносам у сотрудников той организации, к которой присоединяется другая компания, никак не изменится. То есть пересчитывать или обнулять ее не надо.

А базу сотрудников компании, которая присоединяется, нужно будет обнулить. Поскольку после реорганизации в форме присоединения компания, которая присоединяется, будет ликвидирована (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Согласно ч. 16 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов .

Таким образом, после государственной регистрации присоединения (прекращения деятельности присоединяемого лица), правопреемник обязан представить в территориальный орган ПФР и ФСС расчеты по форме РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за присоединенную организацию и по начислениям, отраженным в учете присоединяемого лица - по общеустановленному сроку.

Именно поэтому в ответе эксперта сказано, что данные для НДФЛ и страховых взносов формируются только по организации Альфа - присоединяющегося общества. Данные по начислениям правопреемнику Бетта не переходят.

Любови Котовой, заместителя директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Как платить страховые взносы при реорганизации

До окончания процедуры реорганизации заплатить все начисленные страховые взносы должна реорганизуемая организация. Если по каким-либо причинам она не может это сделать, обязанность по уплате страховых взносов переходит к правопреемнику (правопреемникам):

  • к организации, возникшей при слиянии;
  • к организации, возникшей при преобразовании;
  • к организации, которая присоединила к себе другую организацию;
  • к организациям, которые образовались при разделении.

Если организация была создана в середине года и в том же году была реорганизована, то расчетным периодом по страховым взносам для нее является период со дня создания до дня завершения реорганизации (ч. 5 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Как только реорганизация завершится и появятся новые компании, страховые взносы нужно будет считать по-новому. Для новых организаций расчетным будет период со дня после завершения реорганизации до 31 декабря текущего года. То есть база для начисления страховых взносов обнулится и предельную величину нужно определять заново. Такой вывод содержится в письмах Минтруда России от 19 мая 2015 г. № 17-3/В-249 , Минтруда России от 5 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5634 , Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1375-19 .

А как определять расчетную базу, если реорганизация прошла в форме преобразования? То есть если новая компания не появляется, а организация меняет лишь свою организационно-правовую форму. В настоящее время этот вопрос является спорным .

Пример, как определить расчетный период для начисления страховых взносов при реорганизации в форме слияния

ООО «Альфа» и ООО «Бета» решили провести реорганизацию в форме слияния. Реорганизация закончилась 11 августа 2016 года, в результате появилась компания ООО «Гамма». В такой ситуации расчетным периодом для ООО «Альфа» и ООО «Бета» является период с 1 января по 11 августа 2016 года. А расчетным периодом для ООО «Гамма» будет период с 12 августа по 31 декабря 2016 года.

Предельную величину расчетной базы для начисления страховых взносов с выплат сотрудникам ООО «Гамма» бухгалтер будет считать с нуля.

Что если реорганизация проходит в форме присоединения?

В таком случае база по страховым взносам у сотрудников той организации, к которой присоединяется другая компания, никак не изменится. То есть пересчитывать или обнулять ее не надо. А базу сотрудников компании, которая присоединяется, нужно будет обнулить. Поскольку после реорганизации в форме присоединения компания, которая присоединяется, будет ликвидирована (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Что делать, если правопреемник планирует применять пониженные тарифы страховых взносов? Нужно ли учитывать доходы реорганизуемых организаций?

Если в ходе реорганизации появилась новая компания (это правило действует при всех формах реорганизации, кроме присоединения), то правила, по которым можно применять пониженные тарифы , распространяются на правопреемника как на вновь созданную организацию. То есть учитывать доходы реорганизованных организаций не нужно.

Подробнее об особенностях применения пониженных тарифов при реорганизации в форме присоединения читайте в рекомендации

Что, если повышение пенсионного возраста – только первый шаг к масштабной реформе социальной сферы? Нельзя исключать, что вслед за этим правительство и Госдума займутся преобразованиями в медицинской сфере и соцстрахе.

Вице-премьер Татьяна Голикова уже предложила объединить в одну структуру Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Бюджет этого объединённого фонда превысит в таком случае 10 трлн рублей, при этом с большой долей вероятности он может стать не зависимым от государства.

Реформа системы обязательного медицинского страхования назрела давно. Чего стоит одна из последних отраслевых новостей: главу территориального ФОМС Дагестана Магомеда Сулейманова подозревают в мошенничестве на 210 млн рублей. Следствие считает, что руководитель фонда создал преступную группу из врачей и работников страховых компаний. Медики подделывали документы, а страховщики через ФОМС переводили им деньги за лечение «мёртвых душ». Мёртвых – в прямом смысле слова: в ряде случаев дагестанские врачи получали деньги за лечение пациентов, которые уже скончались. Хотя шокирует в этой новости только сумма похищенного, да и она теряется на фоне многомиллиардного воровства денег на бесплатную медицину в масштабах страны.

В 2017 году страховые компании, которые работают в системе ОМС, проверили примерно 30 млн случаев оказания медицинской помощи. Нарушения были найдены в каждом пятом из них. То есть больше 6 млн случаев лечения пациентов сопровождались нарушениями, половина из которых – те самые приписки, позволяющие больницам получать деньги за неоказанные услуги. Такие цифры были озвучены в начале лета на Международной конференции Всероссийского союза страховщиков в Петербурге.

В организации «Лига защитников пациентов» говорят, что раньше было хуже: в отдельные годы число приписок в некоторых медучреждениях могло достигать 70%.

Реформа назрела, но кто, как и когда будет её проводить? С большой долей вероятности изменения в системе ОМС могут начаться уже этой осенью, после того как Счётная палата завершит анализ деятельности страховщиков. Выводы государственных аудиторов нетрудно предугадать. В 2016 году они объявили, что страховые компании «вынули» из системы обязательного медстрахования более 30 млрд рублей. Более 80% этих денег страховщики потратили на себя, при этом они во многом дублировали функции территориальных фондов ОМС. Нет никаких предпосылок для того, чтобы спустя два года Счётная палата изменила своё мнение о системе, а потому в свежем докладе скорее всего поменяются только цифры. С большой долей вероятности этот документ будет использован бывшей главой СП, а ныне вице-премьером по социалке Татьяной Голиковой для лоббирования собственного проекта социальной реформы.

Все деньги в одну корзину

Вице-премьер Татьяна Голикова последовательно продвигает идею объединения Пенсионного фонда, ФОМС и Фонда социального страхования в единый внебюджетный фонд. Сначала идея была озвучена на Петербургском международном экономическом форуме, а затем те же тезисы прозвучали из уст Голиковой на IX Гайдаровском форуме в Москве. Голикова утверждает, что одной из главных целей создания единого фонда должно стать объединение информационных систем ПФР, ФОМС и ФСС. Единая система, по мнению Голиковой, позволит урезать расходы на информатизацию социалки, а также сократить разросшиеся штаты.

Идея вице-премьера выглядела бы логичной и даже своевременной, если бы не одно «но».

– По опыту большинства аналогичных институтов объединённый фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности, – заявила Татьяна Голикова минувшей зимой на Гайдаровском форуме. По её словам, управление фондом может быть построено на трёхсторонней основе – с участием правительства, профсоюзов и работодателей. Мысль простая: страховые взносы, как и сейчас, будут администрировать налоговики, а правление фонда сможет распоряжаться его доходной частью. Если учесть, что после объединения ПФР, ФОМС и ФСС их совокупный бюджет превысит 10 трлн рублей в год, то «доходная часть» единого фонда будет измеряться сотнями миллиардов рублей. Но что значит «не в государственной, а в публичной собственности»?

По замыслу Голиковой единый фонд должен быть организован в форме публично-правовой компании (ППК). Сегодня в России таких компаний практически нет, а значит, юридические механизмы их функционирования нельзя считать проработанными в полной мере. Закон о публично-правовых компаниях был принят в России в 2016 году. Согласно ему ППК – это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации.

Предполагалось, что в ППК должны были превратиться почти все российские госкорпорации. Но за два года в таком статусе начала работать только одна структура – «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», создание которого сопровождалось чередой скандалов и существование которого теперь находится под вопросом из-за запрета на долевое строительство.

Для чего вице-премьер Голикова предлагает превратить ПФР, ФОМС и ФСС в компанию с малопонятным правовым статусом, которая сможет использовать по своему усмотрению сумму, почти сопоставимую с доходной частью федерального бюджета (16,5 трлн рублей в 2018 году)?

Звенья одной цепи

Заниматься социалкой Татьяна Голикова начала ещё в 2004 году, когда была заместителем у министра финансов Алексея Кудрина. Именно её считают реальным автором закона о монетизации льгот. Замена натуральных льгот мизерными денежными выплатами вызвала массовые протесты пенсионеров по всей стране. Но тогда общественное недовольство было направлено против министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, кресло которого Голикова заняла спустя три года после скандальной реформы. Именно клерк из Минфина инициировала скандальную реформу здравоохранения и пенсионную реформу, которая закончилась повышением пенсионного возраста.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Возглавляя Минздравсоцразвития, Татьяна Голикова получила саркастическое прозвище «мадам Арбидол». Основным производителем препарата, который пропагандировался как лучшая вакцина против гриппа, была близкая к её мужу Виктору Христенко компания «Фармстандарт». Так «совпало», что при министре Голиковой этот препарат был щедро закуплен государством для складов Росрезерва, а «Фармстандарт» превратился в лидера отечественной фармацевтики.

За время работы Татьяны Голиковой в Минздравсоцразвития её антирейтинг вырос до 41%, а рейтинг доверия снизился до 22%. В 2012 году, после того как Дмитрий Медведев сложил с себя полномочия президента, Голикова была отправлена в отставку. Далее в биографии чиновницы была работа в Счётной палате, в 2018 году она вернулась в правительство уже в статусе вице-премьера.

На фоне всего этого возникает мало сомнений в том, что Татьяне Голиковой удастся пролоббировать объединение трёх внебюджетных фондов и превращение этого гиганта в публично-правовую компанию. Равно как и в том, что в основе этой затеи, похоже, лежит желание взять под контроль басно­словные средства. Кстати, кто бы мог возглавить единый фонд, который сможет почти свободно инвестировать деньги? Поиски ответа на этот вопрос не могут обойтись без фигуры бывшего босса Голиковой Алексея Кудрина, сменившего её на посту руководителя Счётной палаты и, вполне вероятно, считающего эту должность недостаточно высокой. Более детально силуэт новой социальной реформы мы увидим в ближайшие месяцы.

Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России:

– Для объединения социальных фондов в настоящее время нет оснований. Во всяком случае, это не вытекает из приоритетных задач, поставленных президентом в майском указе, реализация которого призвана улучшить жизнь россиян в ближайшей перспективе. Каждый вид страхуемого риска должен иметь свой независимый бюджет, который определяет уровень обязательств перед застрахованными лицами. Смешение этих бюджетов не допустимо, как и финансирование одного вида социального риска за счет бюджетов по другим видам социальных рисков. Механическое их объединение может привести к сбоям в работе всей системы. Практика показывает, что ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы наёмным застрахованным работникам. Проводимые в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости, что, в свою очередь, приводило к росту социальной напряжённости.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook