Финансовое обеспечение. Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами Обеспечение финансовой устойчивости

Современные модели финансирования образования во всех экономически развитых странах отличаются гибкостью и «отзывчивостью» на рыночные инициативы. Принципиальной составляющей этих моделей является комплексное финансирование образования: государством и органами местного самоуправления (за счет бюджета); частными и благотворительными организациями, семьями, обучаемыми, спонсорами.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

Целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;

Безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «классическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства». Финансирование осуществляется на принципах:

Плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

Выделения средств по мере их расходования;

Экономность - правильного и рационального расходования средств.

В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения - документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты:

На общее образование;

На воспитание детей и подростков;

На культурно-просветительскую работу;

Финансирование учреждений образования осуществляются на принципах нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Нормативы утверждаются Государственной Думой РФ одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Региональные и местные нормативы учитывают свою специфику, в том числе по содержанию зданий, сооружений и штатному расписанию учреждений. Схема финансирования государственных и муниципальных учреждений устанавливается типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. В соответствии с законом «Об образовании» бюджетное финансирование должны получать и негосударственные образовательные учреждения по нормативам, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений, с момента их государственной аккредитации.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение государственных нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет бюджетных средств. К дополнительным платным услугам относятся:

Обучение по дополнительным образовательным программам;

Преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

Репетиторство;

Углубленное изучение отдельных предметов и т.д.

Доходы от дополнительной образовательной деятельности направляются на развитие уставной деятельности учреждения и заработную плату сотрудников, и такая деятельность согласно законодательству не является предпринимательской.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Х деятельность не рассматривается как предпринимательская, если полученный доход идет на возмещение затрат по обеспечению учебного процесса и выплату заработной платы сотрудникам учреждения.

Вместе с тем образовательному учреждению разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотрено уставом и российским законодательством. К такой деятельности относятся реализация и сдача в аренду основных фондов, имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним.

Образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, имеют самостоятельный баланс и расчетный счет. Не использованные в течении одного года средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем следующего финансового года.

Рассмотрим состав расходов на образование на примере общеобразовательных школ и расходы на подготовку кадров.

Расходы на общеобразовательные школы включают:

Приобретение оборудования и инвентаря;

Капитальный ремонт;

Строительство новых объектов.

К текущим расходам относят заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные поездки, бесплатное питание школьников и т.д. Расходы на текущее содержание рассчитываются исходя из следующих показателей:

Среднегодового числа учащихся;

Количества классов;

Педагогических ставок;

Объема ремонтных работ.

Расходы на приобретение одежды, учебников и оплату питания финансируется из создаваемого фонда. Фонд создается за счет следующих источников:

Из бюджета (выделяется 1% от суммы ассигнований на текущее содержание учащихся);

Поступления от предприятий и учреждений;

Средств школ, например, за аренду помещений.

Средства фонда распределяются по школам с учетом учащихся, нуждающихся в помощи.

Расходы на подготовку кадров. Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные и высшие учебные заведения. Бюджетные ассигнования направляются органами власти в настоящее время только на подготовку кадров в государственных учебных заведениях.

Расходы на содержание вузов определяются отдельно по каждому из них с учетом следующих условий:

Среднегодового числа студентов вуза;

Норм материального обеспечения одного студента;

Ставок по заработной плате профессионально-преподавательского состава вуза;

Должностных окладов административно-хозяйственных работников по штатному расписанию;

Других показателей, характеризующих деятельность вуза.

Расходование средств вузом осуществляется в соответствии со сметой по целевому принципу поквартально; смету утверждает соответствующее министерство или ведомство. Сметой определяются фонд заработной платы со всеми дополнительными начислениями, фонд стипендий, затраты на капитальный ремонт, капитальные вложения, средства на приобретение инвентаря и оборудования. Расходы по остальным затратам утверждаются по строке «Прочие расходы», а распределение средств по статьям осуществляется непосредственно ректором вуза.

Среднегодовое число студентов на планируемый год определяется с учетом выпуска и приема отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению по выражению

где - число студентов на начало года по данной форме обучения;

Число отсева студентов за год по данной форме обучения.

Фонд заработной платы включает заработную плату штатного состава преподавательского персонала, включая преподавателей-совместителей и лиц, привлекаемых на почасовую оплату, административно-технического и учебно-вспомогательного персонала в соответствии со штатным расписанием.

Фонд заработной платы преподавателей рассчитывается исходя из количества должностей и средних ставок заработной платы. Количество должностей преподавателей определяется по расчетным коэффициентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Ставки заработной платы определяются по разрядам Единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени из расчета шестичасового рабочего дня.

Заработная плата привлекаемых к учебной работе специалистов выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду заработной платы штатного персонала.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и обслуживающего персонала рассчитывается по типовым штатным асписаниям вузов.

Оплата стипендий студентам, аспирантам и докторантам рассчитывается с учетом установленных размеров ставок и среднегодового числа студентов, аспирантов, докторантов.

Расходы на приобретение учебной литературы для комплектования библиотеки рассчитывается с учетом профиля подготовки специалистов, форм их подготовки на основании нормативов, определенных законодательными нормами.

В сумму расходов закладываются расходы на производственную практику студентов, плату преподавателям за руководство практикой, командировки, проведение НИР, подготовку и защиту диссертаций, приобретение инвентаря, оборудования, проведение капитального ремонта и другие расходы.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование осуществляется на принципах:

Плановости-средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

Целœевой направленности-использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

Безвозвратности-у получателœей средств не возникает обязательств по их возврату;

Выделœения средств по мере их расходования;

Экономии-рационального расходования средств.

В общем, определœение вполне приемлемо и для условий современной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджетный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия «финансирование» можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. При этом не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определœения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование - выделœение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее-должно осуществляться) в точном соответствии с целœевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целœевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения -документ, определяющий объем и поквартальное распределœение бюджетных ассигнований на всœе расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.

Остальные определœения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

Финансирование осуществляется на принципах:

Плановости-средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

Целевой направленности-использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

Безвозвратности-у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

Выделения средств по мере их расходования;

Экономии-рационального расходования средств.

В общем, определение вполне приемлемо и для условий современной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджетный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия «финансирование» можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. Однако не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование - выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее-должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения -документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.

Остальные определения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика , направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Основными задачами управления собственным капиталом являются:

— определение целесообразного размера собственного капитала;

— увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;

— определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;

— определение и реализация дивидендной политики.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста
собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:

Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр, (1)

где Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;

Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:

СФРвнеш = Псфр – СФРвнут, (2.)

где СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников.

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.
Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

— обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

— обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:

— обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;

— формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;

— формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.

Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль , которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.

Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

— прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);

— прибыли от реализации имущества;

— прибыли от внереализационных операций.

Среди этих видов главная роль принадлежит операционной прибыли , на долю которой приходится в настоящее время 90-95 % общей суммы балансовой прибыли . На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли . Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.

Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли » позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА

Акционерный капитал обычно состоит из двух частей: обыкновенной и привилегированной. Такое разделение вполне оправдано, т.к. это связано с различными правами, предоставляемыми его владельцам, уровнем риска, накладываемым на владельцев обыкновенного и привилегированного акционерного капитала, и с затратами на обслуживание этих составляющих.

Как правило, привилегированная часть акционерного капитала характеризуется тем, что имеет фиксированный дивиденд, который в большинстве случаев определяется как %% от номинала привилегированной акции, которая и используется как его стоимость.

Наиболее сложным моментом является определение стоимости обыкновенного акционерного капитала. Цена обыкновенного акционерного капитала определяется ожидаемой доходностью акций данной фирмы-эмитента. Данная величина является в некоторой степени условной, поскольку прогнозируемая доходность этого вида ценных бумаг может не совпадать с их реальной доходностью.

Строго говоря, акционерный капитал с одной стороны, принадлежит фирме как экономическому субъекту, а с другой стороны, ранее являлся собственностью акционеров и был привлечен на определенных условиях, зафиксированных учредительными документами. В отличие от иных источников финансирования, наличие уставного капитала не налагает на фирму столь жесткие обязательства по выплате дохода, как при использовании привлеченных и заемных средств, однако это не освобождает его от обязательств перед акционерами по обеспечению определенного уровня доходности своих акций.

Стоимость акционерного капитала может определяется различными методами. В качестве примера рассмотрим два из них.

Capital Asset Pricing Model — CAPM.

Основная идея данного метода состоит в том, что доходность любого вида активов и финансового инструмента можно определить как доходность безрисковых инструментов плюс премия за риск, связанный с данным видом активов. Из этого следует, что чем выше доходность активных операций, тем больший риск с ними связан. Если рассматривать акционерный капитал с позиций держателей акций, то он представляет собой некоторую совокупность однородных финансовых инструментов, доходность которых можно определить указанным методом. В соответствии с данным методом стоимость акционерного капитала определяется по формуле:

К=К бр +b*(K ср -К бр) ,

где К — цена акционерного капитала, равная требуемой доходности акций компании;

К бр — доходность безрисковых инструментов;

К ср — средний показатель доходности акций для группы компаний;

b — бета-коэффициент рассматриваемого акционерного капитала (рассматриваемых акций), который рассчитывается по следующей формуле:


s ср 2 — дисперсия показателя доходности акций рассматриваемой группы компаний.

На первом этапе определяется доходность безрисковых финансовых инструментов, в качестве которых в странах с развитой экономикой можно принять государственные ценные бумаги, при этом необходимо учитывать срок обращения государственных ценных бумаг, он должен быть максимально приближен к сроку получения доходов от планируемой инвестиционной деятельности и не может быть меньше периодичности начисления и выплат дивидендов акционерам.

В российских условиях доходность по государственным ценным бумагам для оценки доходности безрисковых финансовых инструментов применять невозможно, т.к. практически все они подверглись новации после кризиса осенью 1998 года и не являются безрисковыми. Для целей оценки безрисковой ставки в России рекомендуется использовать следующие показатели :

 показатель рентабельности операций на рынках сравнительно безрисковых (опирающихся на емкий спрос) товаров и услуг, где отечественная экономика уже успела интегрироваться в мировые рынки этих товаров и услуг (т.е., где открытый по ним для импорта конкурентный внутренний рынок сочетается с активным экспортом тех же товаров и услуг за рубеж); фактическая доходность на этих рынках тогда отразит как давно стабилизировавшуюся в в промышленно развитых странах мира реальную ставку процента (на уровне 3-5%), так и современную специфику эффективности относительно безрисковых капиталовложений в отечественной экономике;

Показатель рыночной ставки доходности по краткосрочным государственным облигациям, до погашения которых остался достаточно небольшой срок (в пересчете на требуемый более длительный период оценки) — имея в виду, что достаточно короткий срок обращения таких ценных бумаг инфляция и российские риски уже оказывают сколь — либо значительного влияния.

Второй этап включает процедуру расчета коэффициента, который призван отражать степень риска, связанную с акциями данной фирмы. Согласно модели степень риска выражается через коэффициент b или бета-коэффициент. Базовая концепция бета-коэффициента предполагает сравнение динамики курса изучаемой фондовой ценности с динамикой показателей, характеризующих состояние фондового рынка в целом (индексами). Бета-коэффициент выражается в абсолютных числах и считается равным единице, если динамика курса изучаемых акций совпадает с изменениями фондовых индексов. Если курс акций изменяется более резко, чем показатель рынка, то бета-коэффициент имеет значение больше единицы в зависимости от размера отклонений. И наоборот, если курс акций изменяется медленнее, чем значения фондовых индексов, бета-коэффициент будет меньше единицы.

В отечественной практике для расчета рисковой премии можно использовать тот же подход с некоторыми модификациями. В связи с отсутствием системы показателей, характеризующих состояние фондового рынка, а также, поскольку этот рынок оказывает не столь значительное влияние на состояние экономики в целом и каждого экономического субъекта в отдельности, в качестве показателя средней доходности ценных бумаг следует выбрать усредненный показатель доходности акций (доход на 1 денежную единицу номинала) для группы компаний (банков). Данный показатель можно получить из таблицы рейтингов, составленных по различным методикам, включающим достаточно обширную информацию по наиболее крупным компаниям, как в готовом виде, так и путем вычисления, используя данные о размерах капитала и чистой прибыли.

Используя подход, изложенный выше можно рассчитать степень риска, связанную с акциями компаний А, В и С. Одновременно с ростом показателя средней доходности акций ряда компаний на 10 пунктов (с 10 до 20) доходность акций компании А увеличилась на 20 пунктов, а компании В — на 10 пунктов, компании С — на 7 пунктов. Следовательно, компания А характеризуется наибольшей вероятностью изменения показателя доходности акций, компания С является наиболее инертным, а состояние компании В изменяется теми же темпами, что и группа компаний в среднем.

В связи с этим коэффициент риска для компании А будет равен 2.0 (20/10), для компании В — 1.0 (10/10), для компании С — 0.7 (7/10).

Дальнейшие действия по определению цены акционерного капитала следующие. Используя ставку доходности безрисковых финансовых инструментов, среднюю рентабельность акционерного капитала компаний и коэффициент риска, вычисляем показатель цены акционерного капитала по формуле, указанной выше.

Метод определения цены акционерного капитала с помощью модели CAPM является достаточно точным и обоснованным с финансовой точки зрения. При использовании этого метода ясно прослеживается зависимость показателя цены капитала от ряда факторов, а значит, существует возможность количественно оценить указанные влияния. Тем не менее, данный метод имеет и слабые стороны. Для инвестиционного анализа характерно противоречие между исходными данными, определенными для текущего момента, и результатами, относящимися к будущим периодам. В нашем случае, рассчитывая цену акционерного капитала, мы применяем показатели прошлых или текущего периодов, при этом делается прогноз на срок выше года. Это неизбежно уменьшает точность и достоверность расчетов. Кроме того, метод основан на предположении о зависимости цены капитала от внешних факторов, к которым относятся доходность государственных ценных бумаг и средняя рентабельность капитала группы компаний, а значит результаты анализа также условны.

Оценка стоимости акционерного капитала по методу чистой текущей стоимости.

Для определения стоимости капитала можно использовать метод чистой текущей стоимости . Основная идея этого метода состоит в том, что акционер, приобретая одну или несколько акций компании, рассчитывает получить доход в виде дивидендов. Таким образом, текущая рыночная цена акций представляет собой современную стоимость потоков выплат дивидендов дисконтированных по ставке, равной цене акционерного капитала и выражается следующим образом:


где P 0 — текущая рыночная цена акции;

D(t) — сумма выплачиваемых дивидендов в году t;

К ак — стоимость акционерного капитала.

Количество слагаемых в сумме определяется точностью прогноза, используемого оценщиком при прогнозировании. В мировой практике принято строить прогноз на 5 лет (в российских условиях 3 года).

В случае если предполагается постоянный и равномерный рост суммы дивидендов, то величина текущей рыночной цены акции может быть представлена в виде:

P 0 =D(1)/(К ак -g);

где g — темп роста выплат дивидендов.

Из указанного выражения получаем значение цены акционерного капитала:

К ак =D(1)/(P 0 +g);

то есть стоимость капитала зависит от текущей доходности акций и темпа роста выплат.

Как известно из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства:

Все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием (по Конституции-средним профессиональным);

Бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Это исходные позиции, на которых должна базироваться система финансирования образования.

Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:

Труд учителей и преподавателей;

Обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещения;

Строительство зданий;

Приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования и т. п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:

1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и распределения этих средств между образовательными учреждениями;

2) количественными параметрами системы образования (полезно вспомнить определение) и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

Несмотря на свою очевидность, эти факторы не так просты.

Количественные параметры системы нужно представлять не только в части собственно сети образовательных учреждений, но и как количественные параметры двух других составных частей системы образования:

Образовательных стандартов и образовательных программ-чего и сколько требуется для их реализации;

Органов управления образованием и подведомственных им организаций-чего и сколько нужно для успешной работы органов управления, какие именно организации должны быть в их ведении и что этим организациям нужно для решения поставленных перед ними задач.

Задача подобного масштаба очень сложна. До настоящего времени в полном объеме она не решена, что особенно заметно при обсуждении вопросов, связанных с недостатком и (или) определением необходимых объемов бюджетного финансирования образования.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5–7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны.

Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин государственных расходов и ВВП. Тем не менее, приведенные показатели имеют не очень значительный разброс, что может свидетельствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определении государственных расходов на образование.

В то же время объемы выделяемых образованию государственных средств практически повсеместно оцениваются как недостаточные, что в определенном смысле можно представить как постоянно действующий фактор-недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники формировать механизмы рационального использования имеющихся ресурсов.

Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства.

В частности, в дневных общеобразовательных учреждениях доля финансирования из средств государственных и муниципальных бюджетов в 2010–2011 гг. составляла соответственно 96,6 и 97%.

Как видно, основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является довольно стабильным показателем. Следует учитывать, что приведенные данные включают, по сути только два источника и не учитывают других, например, добровольных пожертвований, доходов от производства и реализации образовательными учреждениями товаров и «необразовательных» услуг. Доля их невелика, в статистических материалах проследить ее сложно. Сравнивая показатели табл. 5.2 с приведенными выше данными о доле внебюджетных поступлений в общеобразовательные учреждения, можно сделать вывод о том, что основная часть внебюджетных доходов поступает в систему образования через учреждения профессионального образования.

Приведем некоторые необходимые определения, на которые можно опираться при изучении вопросов, связанных с финансированием образования.

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование осуществляется на принципах:

Плановости-средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

Целевой направленности-использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

Безвозвратности-у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

Выделения средств по мере их расходования;

Экономии-рационального расходования средств.

В общем, определение вполне приемлемо и для условий современной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджетный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия «финансирование» можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. Однако не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование - выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее-должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения -документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.

Остальные определения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook