Единовременное пособие году. Как получить выплаты при рождении ребенка

В связи с увеличением МРОТ изменился размер . Каковые новые размеры детских пособий? Нужно бухгалтеру производить перерасчет уже назначенных пособий? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Вводная информация

  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам.

При этом заметим, что в некоторых в отдельных регионах РФ проводится пилотный эксперимент по выплате пособий напрямую из бюджета ФСС. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам. См. « ».

Если в организация или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать пособия, то работодателю следует знать размеры пособий в 2016 году, в том числе, размер детских пособий с 1 июля 2016 года .

Индексация пособий в 2016 году

Государство ежегодно индексирует некоторые «детские» пособия, а именно: при рождении ребенка; за постановку на учет в ранние сроки беременности; минимальные размеры пособий по уходу за ребенком до полутора лет. Пособие по беременности и родам не индексируется.

Однако в 2016 году законодатели решили не индексировать пособия с 1 января 2016 года, как это делалось прежде. Поэтому, если ребенок родился, допустим, в январе 2016 года, то пособие при рождении полагалась выплатить без индексации.

Чиновники предусмотрели индексацию на 7% только с 1 февраля 2016 года (ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ). В связи с этим, получилось, что в январе 2016 года был один размер пособия, а с 1 февраля – другой. Приведем размеры в таблице.

Пособие Размер в январе 2016 года Размер с 1 февраля 2016 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 543,67 руб. 581,73 руб. (543,67 руб.× 1,07)
Единовременное пособие при рождении ребенка 14 497,80 руб. 15 512,65 руб. (14 497,80 руб. × 1,07)
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 2718,34 руб. (на первого ребенка);
5436,67 руб. (на второго и последующих детей).
2 908,62 руб. (2 718,34 руб. × 1,07) - на первого ребенка;
5 817,24 руб. (5 436,67 руб. × 1,07) - на второго и последующих детей.

Детские пособия с 1 июля 2016 года

С 1 июля 2016 года МРОТ увеличился до 7500 рублей. Также см. « », « ». Но повлияло ли увеличение МРОТ на размеры детских пособий с 1 июля ? На этом остановимся подробнее.

Пособие по беременности и родам с 1 июля

Новый размер МРОТ повлиял на расчет пособия по беременности и родам в следующих случаях:

  • если в расчетном периоде не было выплат или их сумма мала;
  • если страховой стаж менее шести месяцев.

Расчетный период – это два календарных года, предшествующих началу декрета (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если женщина выходит в декрет, допустим, в июле 2016 года, то расчетным периодом станут 2014 и 2015 годы.

В расчетном периоде нет заработка или он мал

Напомним, что работница, которой назначается пособие по беременности и родам, может обратиться в бухгалтерию, чтобы заменить один или два года расчетного периода другими годами (если в расчетном периоде нет заработка или он очень маленький). Бухгалтеру следует произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Читайте также Выплаты и компенсации за производственную травму в 2018 году

Но если права на замену лет нет, то пособие по беременности и родам бухгалтеру потребуется рассчитать из МРОТ. В такой ситуации нужно определить минимальный среднедневной заработок по следующей формуле:

С 1 июля 2016 года МРОТ составляет 7500 рублей. Соответственно, с 1 июля 2016 года минимальный среднедневной заработок составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Используйте эту величину. Приведем пример расчета детских пособий с 1 июля .

Пример расчета.
А.С. Петрова уходит в отпуск по беременности и родам с 8 июля 2016 года. Расчетный период - с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. В расчетном периоде заработка нет. Права на замену лет расчетного периода нет. Страховой стаж - 8 месяцев. Районный коэффициент не применяется.
Минимальный среднедневной заработок составляет 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие - 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%). В итоге, сумма пособия А.С. Петровой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ, составит 34 521,20 руб. (246,58 руб. × 140 дн.).

До 1 июля 2016 года минимальный среднедневной заработок из МРОТ в размере 6204 рублей составлял 203,97 рубля (6204 руб. × 24 мес. / 730). Соответственно, за 140 дней декрета минимальное пособие было меньше и составляло 28 555,40 руб. (203,97 руб. × 140 дн.). То есть, с 1 июля 2016 года минимальное декретное пособие увеличилось на 5965,80 рублей (34 521,20 руб. – 28 555,40 руб.).

Имейте в виду, что при многоплодной беременности, осложненных родах, а также при рождении двух и более детей продолжительность декрета увеличивается до 194 и 156 дней соответственно (ч. 1 ст. 255 ТК РФ).

Соответственно, пропорционально увеличиваются и размеры пособий:

Стаж меньше шести месяцев

К началу отпуска по беременности стаж женщины может быть меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, когда это первое место работы женщины. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами - в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

При расчете пособия при стаже меньше шести месяцев бухгалтеру следует использовать МРОТ, действующий в месяце декретного отпуска. То есть, если отпуск начался в июне 2016 года, закончился в октябре, то в целях ограничения суммы пособия в июне нужно опираться на МРОТ в размере 6204 рублей, а в июле, августе, сентябре и октябре - 7500 рублей.

Максимальное дневное пособие за каждый месяц бухгалтеру нужно рассчитывать по такой формуле:

Если мы говорим, допустим, про декрет в июле, то максимальное дневное пособие в этом месяце составит 241,94 (7500 руб. / 31 дн.), поскольку в июле 2016 года 31 календарный день. При этом МРОТ следует умножить на районный коэффициент, если он применяется в регионе (части 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

При стаже меньше 6 месяцев, бухгалтеру требуется сравнить два дневных пособия: которое рассчитано исходя из фактической зарплаты и из МРОТ. И выбрать меньшую величину. Поясним на примере.

А.С. Петрова с 8 июня 2016 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 25 ноября 2016 года (всего 140 дней). В расчетном периоде с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заработка у нее нет. Страховой стаж - 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.
Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применяется на начало декретного отпуска (то есть, в июле). Средний дневной заработок составит 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес.) / 730. Соответственно, дневное пособие составит 246,58 руб. (246,58 руб. × 100%).
Максимальное дневное пособие, в зависимости от количества календарных дней, следующее:

  • июле, августе и октябре - 241,94 руб. (7500 руб. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре - 250 руб. (7500 руб. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска:

  • 246,58 руб. > 241,94 руб.;
  • 246,58 руб. < 250 руб.

Получается, что за июль, август и октябрь бухгалтер должен рассчитать пособие из максимального, а не фактического заработка, то есть из 241,94 рубля (в этих месяцах период декрета – 86 дней). А вот за сентябрь и ноябрь (54 дня декрета) для расчета следует принять среднедневной заработок (246,58 рублей), поскольку он не превышает максимального дневного пособия. В итоге, общая сумма пособия составит 34 122,16 руб.(241,94 руб. × 86 дн.) + (246,58 × 54 дн.) на первого ребенка применять не следует. Дело в том, что до 1 июля МРОТ никак не влиял на минимальное детское пособие. Когда МРОТ был 6204 рубля, рассчитывать пособие из этой суммы было бессмысленно – оно получалось меньше 2908,62 руб. (6204 × 40% = 2481,60).

Однако ситуация изменилась. Минимальный размер детского пособия по уходу за первым ребенком с 1 июля 2016 года составляет 3000 руб. (7500 руб. × 40%). При этом использовать новое значение можно только если отпуск начался 1 июля 2016 года или позже. «Минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не изменилась. Она, по-прежнему, составляет 5817,24 рублей и после 1 июля.

На максимальном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком повышение МРОТ не отразилось. Его размер мы укажем чуть ниже.

Перерасчет пособий

Если право на отпуск по уходу за первым ребенком возникло до 1 июля и бухгалтер рассчитал минимальное пособие (2908,62 рублей), то никакого перерасчета делать не следует. Однако если отпуск начался 1 июля или позднее, то женщине полагается за каждый месяц 3000 рублей. Соответственно, если вы заплатили женщине меньше, то нужно произвести перерасчет и доплатить.

Также потребуется пересмотреть и доплатить пособия по беременности и родам, если после 1 июля 2016 года вы назначили их без учета повышенного МРОТ в описанных выше случаях (нет заработка в расчетном периоде или стаж меньше шести месяцев).

1 января 2016-го года можно фактически считать датой начала большой социальной реформы. Необходимость её назревала давно, но сегодня, в новых экономических условиях, и с учётом вполне реальной возможности наступления длительного кризиса, она нужна как никогда.

Подходы к организации материальной поддержки семьям, воспитывающим детей, сложились в условиях отсутствия дефицита бюджета и на сегодняшний день включают несколько видов выплат. К ним относят:

  • Федеральные пособия:
  • выплачиваемые гражданам с детьми по обязательному социальному страхованию, в соответствии с Законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 по месту их работы ил же напрямую из ФСС;
  • выплачиваемые органами Социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми из федерального бюджета, по программе государственного соцобеспечения (согласно требований Закона № 81-ФЗ 19.05.1995).
  • Федеральный материнский капитал, который с 2007-го года предоставляется из Пенсионного фонда РФ при рождении или усыновлении второго и следующих детей (по Закону № 256-ФЗ от 29.12.2006).
  • Маткапитал и региональные детские пособия. Они выплачиваются из местных бюджетов разных субъектов федерации и регулируются:
  • рекомендациями и требованиями федеральных законов, упомянутых выше;
  • «майскими указами» Президента Российской Федерации В.Путина;
  • многочисленными республиканскими, краевыми, областными и городскими указами и постановлениями, устанавливающими меры и пути материальной поддержки определённой категории граждан или отдельных семей.

Как социальная реформа скажется на «детских» выплатах?

До начала 2016-го года детские пособия постепенно возрастали и обязательно индексировались в случае снижения покупательной возможности рубля.

Например, в 2015-м году:

  • сумма материнского капитала выросла на 29 тыс. рублей с 429 408,5 до 453 тыс. 26 рублей;
  • единоразовое пособие, которое выплачивается женщинам, становящимся на медицинский учёт до 12 недель, выросло с 515,33 до 543,67 рублей;
  • пособие по беременности и родам повысили с 25 564 рублей до 27 455;
  • единовременное пособие женам военнослужащих, находящихся на срочной службе возросло на 5,5%;
  • единовременная выплата при рождении ребёнка выросла на 800 рублей.

Но бюджету сложно справиться с такой растущей нагрузкой, поэтому в мае 2015-го года Дмитрий Медведев по итогам рабочих совещаний дал поручение профильным министерства планировать бюджет на следующий год, входя из двух главных требований. К слову, требования получились весьма противоречивые:

  1. Cнизить дефицит бюджета при помощи сокращения «неэффективных затрат»;
  2. Индексировать социальные выплаты гражданам, согласно законов, указов и постановлений, упоминаемых выше.

Наиболее эффективный и «безболезненный» для людей способ достижения поставленных целей – перевести социальные выплаты на принципы нуждаемости и адресности. А именно – предоставлять помощь не всем подряд, а только тем, кто действительно нуждается в ней.

Для реализации поставленных задач в декабре 2015-го года было принято несколько непопулярных решений:

  1. Ограничить количество получателей пособий на детей и льгот, при помощи использования критериев адресности и нуждаемости (Закон № 388-ФЗ от 29.12.2015);
  2. Отказаться от ежегодной опережающей индексации детских пособий и всех остальных соцвыплат за 2016 год с 1 января, ограничившись только доиндексацией за 2015 год (№ 371-ФЗ от 14.12.2015);
  3. Полностью отказаться от любой индексации материнского капитала, оставив его на прошлогоднем уровне — 453026 рублей (закон о бюджете № 359-ФЗ от 14.12.2015).

Индексация детских пособий в 2016 году

Многие мамы с настороженностью восприняли изменения в порядке индексации детских пособий, опасаясь полной их отмены. На самом деле ничего страшного не произошло.

Напомним, что ежегодная, так называемая «опережающая» индексация была введена только в 2008-м году. Тогда было решено с 1 января текущего года повышать все выплаты с учётом прогнозируемой величины инфляции и роста потребительских цен.

В сегодняшних условиях экономического кризиса, частых скачков цен на валюты и падения стоимости нефти спрогнозировать величину инфляции на целый год вперёд практически нереально. Поэтому было решено делать индексацию не в начале года, практически наугад, а в конце, когда уже будут точные данные о величине инфляции.

Конечно, такой шаг негативно скажется на благосостоянии семей с детьми. Но это позволит государству значительно сэкономить ресурсы до февраля 2017-го. Но при этом придётся провести доиндексацию пособий за 2015-й год в феврале 2016-го. Это связано с тем, что опережающая индексация была проведена с расчётом на уровень инфляции 5,5%. Но в 2015-м году она составила 12,9%, то есть превысила запланированную более чем в два раза.

Размеры детских пособий в 2016-м году

Обычной молодой маме может быть очень непросто разобраться с размерами социальных выплат с чётом всех изменений, произошедших за последнее время. Поэтому мы составим специальную таблицу.

Индексация пособий на детей 20016

Название пособия

Размер c 01.02.2016 (рублей)

Примечание

Единовременные выплаты

Пособие при ранней постановке на учет в ЖК (до 12 недель беременности)

Осуществляется одновременно с пособием по беременности и родам, для получения требуется соответствующая медицинская справка

Пособие по беременности и родам

100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

581,73 рублей

в размере стипендии

Начисляется за весь период декретного отпуска единовременно пропорционально его длительности (140, 156 или 194 дней)

В случае ликвидации организации - в фиксированном минимальном размере

Студенты получают в форме стипендии по месту учёбы

Пособие беременной жене военнослужащего по призыву

24565,89

Выплачивается жене военнослужащего, находящегося на срочной военной службе, при акушерском сроке беременности не менее 180 дней (третий триместр)

Единовременное пособие при рождении ребёнка

15512,65

Его можно получить как по месту работы, в виде социального страхования, так и в виде государственного социального обеспечения в органах соцзащиты населения

Право на получение выплат принадлежит любой из родителей, или же лицу, заменяющему их

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью)

15512,65

118529,25

Повышенное пособие выплачивают людям, усыновляющим:

  • ребёнка-инвалида;
  • ребёнка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.

Ежемесячные выплаты

Пособие по уходу за ребёнком

40% от среднего заработка за 2 предыдущие года, но не менее:

  • 2908,62 рублей - на первого ребенка
  • 5817,24 - на второго и последующих

Начисляется по месту работы (службы) в форме социального страхования пребывающему в отпуске по уходу за ребенком и выплачивается вместе с заработной платой или денежным довольствием

Неработающие могут получить в минимальном размере в виде государственного социального обеспечения безработных в УСЗН по месту проживания

Пособие на ребёнка военнослужащего по призыву до 3 лет

10528,24

Право на получение выплаты возникает с рождения ребёнка, но не ранее начала прохождения его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком трёхлетнего возраста, но не долее завершения его отцом срочной службы

Пособие детям военнослужащих по потере кормильца

Предоставляется в пенсионных органах Министерства обороны РФ или же в УСЗН по месту проживания вместе с пенсией по потере кормильца

Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет

В размере регионального прожиточного минимума на ребёнка

По состоянию на 1.01. 2016 года выплачивается в 69 субъектах Российской федерации согласно распоряжения от 26 июля 2012 г. №1354-р. (http://government.ru/docs/4428/)

Материнский капитал в 2016 году

Идеи об отказе от индексации материнского капитала начали поступать ещё в 2015-м году, когда стало ясно, что спрогнозировать рост инфляции нереально. В итоге Государственно думой были приняты законы от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ, ограничивающие индексацию в 2026-м году.

Поэтому размер материнского капитала меняться не будет. Но это временное ограничение, начиная с 2017-го года, индексация опять будет проводиться. Таким образом, в январе 2017-го маткапитал увеличится на 6% и составит 480 тыс. рублей, а в январе 2018-го ещё на 5% и составит 505 тыс. рублей.

Правительство прекрасно понимает, что фактическое обесценивание материнского капитала из-за высокого уровня инфляции может происходить намного скорее, чем прогнозируется. Поэтому в качестве некоторой компенсации планируется существенное расширение направлений использования сертификатов. Это даст возможность родителям скорее использовать свой капитал, не дожидаясь его обесценивания. Уже с 1 января 2016 года материнский капитал можно тратить на приобретение услуг и технических средств, необходимых для реабилитации детей-инвалидов. Немного позже появится возможность оплатить при помощи данного сертификата услуг индивидуальных предпринимателей, например, частных детских садов или нянь.

Программа материнского капитала реализуется на протяжении 10 лет. За это время его сумма возросла на 81 % (с 250 до 453 тысяч рублей). Ежегодная индексация в среднем составила 8,1%.

Что значит «переход на принципы адресности и нуждаемости» и как это отразится на пособиях?

Социальная реформа и переход на новые принципы начислении детских пособий внушает молодым мамам опасения. И не зря, ведь «сокращение неэффективных выплат» в любом случае подразумевает уменьшение их объёмов. Чего же стоит ждать?

Система выплат, работавшая до недавнего времени, берёт своё начало ещё в СССР и руководствуется принципами относительного равенства, когда большинство людей получает одинаковые пособия. Но в условиях нехватки бюджетных денег она становится слишком большой нагрузкой для страны. В такой ситуации стоит сократить выплаты и сделать это максимально безболезненно для народа. Одни из таких способов – предоставление адресной помощи. Это позволит определить семьи, которые действительно нуждаются в поддержке государства и именно им направить денежную помощь, сократив при этом расходы за счёт ограничений выплат более обеспеченным слоям населения.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись создатели социальной реформы – по каким критериям определять нуждающиеся семьи. До сих пор Правительству не удалось выработать четкие и справедливые критерии «нуждаемости», которые бы позволили сделать выплаты действительно адресными и справедливыми. Для этого необходимо продумать систему, которая даст возможность устанавливать размеры выплаты для каждой определенной семьи, а не для целых категорий населения страны.

Одним из наиболее подходящих для критериев для определения нуждающихся семей является средняя величина дохода в пересчёте на одного члена семьи. Если она меньше официально признанного прожиточного минимума, такую семью можно признать нуждающейся и предоставить ей материальную поддержку в соответствующем объеме.

Но такой метод далеко не идеален. Возможность получить соцпомощь о государства при снижении уровня дохода может привести к желанию нарочно его снизить. Сделать это можно несколькими путями:

  1. Меньше работать;
  2. Скрыть от государства часть прибылей;
  3. Путём фиктивного развода с супругом, зарабатывающим основную часть семейного бюджета.

И если факты сокрытия прибыли и уклонения от уплаты налогов можно выявить, то другие методы снижения дохода пресечь практически нереально. Поэтому снижение социальных расходов за счёт перехода на принципы адресности и нуждаемости в перспективе может вновь привести к их росту из-за увеличения количества «нуждающихся» семей. Кроме того, такая политика может негативно сказаться на наполнении внебюджетных государственных фондов, таких как ФСС, ПФР и ФОМС.

Одно их самых негативных последствий укрывания доходов – снижение количества пенсионных отчислений. Если учесть изменения, связанные с пенсионной реформой, вступившей в силу в 2015-с году, такое сокрытие прибыли может привести к настоящей социальной катастрофе – за чертой бедности окажется подавляющее большинство пенсионеров.

Нужно отметить, что в Минтруда неоднократно подтверждали, что ряд существующих сегодня выплат невозможно предоставлять с учётом критерия нуждаемости. Например, материнский капитал, сроки расходования которого не ограничиваются законами, нельзя выплачивать в любых форматах, отличных от уже используемого. Действительно, нуждаемость возможно определить только в какой-то определённый отрезок времени, например, за прошедшие полгода, а семья может подать заявление о распоряжении своим материнским капиталом и через 5 или 15 лет после рождения ребёнка.

Поэтому на данный момент Министерство труда признаёт, что внедрить принципы нуждаемости можно только при начислении ряда региональных выплат. При этом возрастёт нагрузка на местные органы соцзащиты, что может потребовать расширения штата.

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Не стоит думать, что единственная цель введения принципов адресности – сузить круг получателей социальной поддержки. На самом деле оно также позволит ввести новые виды пособий, которые будут предназначаться определённым получателя, к которым также могут быть установлены дополнительные требования.

Дмитрий Медведев на Всероссийском форуме социальных работников, прошедшем 27 марта 2015-го года призвал Правительство занять решением вопроса о продлении выплат пособия по уходу за детьми с полутора до трёх лет. Но оно должно касаться только тех семей, для которых это актуально. Ведь для большинства мам не столько важны выплаты, сколько возможность возобновить рабочую деятельность после достижения малышом 1,5 лет.

На сегодняшний день продление выплат по уходу за ребёнком пока не осуществлено. Для этого необходимо решить несколько важных задач:

  • определит и чётко сформулировать критерии нуждаемости, по которым будет проводиться продление выплат;
  • на основе полученных критериев составить реестр потенциальных получателей пособия;
  • найти источники для финансирования помощи всем выявленным нуждающимся семьям, причём сделать это, не повышая нагрузки на федеральный бюджет, а привлекая средства из других источников, например, привлекая ресурсы работодателей;
  • найти методы эффективного стимулирования досрочного выхода родителей из отпусков по уходу за ребёнком до 3-х лет;
  • изменить нормы трудового законодательства, чтобы получить возможность более широкого применения гибких рабочих графиков, а также трудоустройства на неполный рабочий день.
  • найти возможности для открытия большого количества ясельных групп детских садов в самые сжатые сроки.

На данный момент все эти вопросы пока не решены, поэтому многие родители не могут выйти из отпуска по уходу за малышом, так как не хватает мест в ясельных групп в детских садах. А, пребывая в отпуске, они могут претендовать только на ежемесячную компенсацию от работодателя в объёме 50 рублей.

В рамках поиска решения данной проблемы Дмитрий Медведев поручил Минтруду России вместе с Минэкономразвития и Минобрнауки до 1 июля 2015 года изучить вопрос продления выплат по уходу за ребёнком до 3 лет в случае если:

  • доход на члена семьи ниже регионального прожиточного минимума;
  • на данный момент в ясельных группах детских садов отсутствуют свободные места или родители не могут трудоустроиться по месту своей работы с гибким графиком.

По итогам тщательного изучения вопроса оказалось, что для реализации данного предложения на один только 2016-й год потребуется 50 млрд. руб. из бюджета. В современных условиях кризиса такая сумма – непомерное бремя для страны.

Как оформить пособия на детей в 2016 году в РФ

Получение любого вида социальной помощи бывает связано со сбором документов и справок. Они необходимы для подтверждения того факта, что данная семья действительно имеет право на государственную поддержку. Перечень документов в каждом отдельном случае отличается, поэтому молодые родители часто путают, что именно им необходимо. Кроме того, постепенно перечень может меняться. Связано это в том числе и с социальной реформой.

Как получить единовременное пособие при рождении ребёнка?

Сумма этого пособия является фиксированной и положена при рождении всем детям, родители которых являются гражданами России. Как уже говорилось ранее, в начале 2016-го года его индексировать не будут. Повышение пособия будет проведено по итогам года.

Выплата данного пособия проводится за счёт Федерального фонда госстраха. В случае рождения двойни или тройни его выплачивают соответственно в двукратном или троекратном размере.

Трудоустроенные родители получают его по месту работы, а безработным фонд перечисляет на их счёт. Чтобы получить деньги, родители должны учитывать три параметра:

  1. Основное условия для получения такого пособия – наличие российского гражданства. Если ребёнок родился на территории России, но его родители являются иностранцами или лицами без гражданства, получить деньги они не смогут.
  2. Для получения необходимо подтвердить факт рождения малыша при помощи свидетельства, выданного органами ЗАГСа.
  3. Обратиться за получением единоразового пособия можно на протяжении полугода после рождения ребёнка. В течение этого срока действительно справка, выданная родителям в роддоме.

Чтобы упростить процедуру оформления пособия молодим мамам, не имеющим времени для посещения различных госучреждений, электронное правительство предоставило возможность сделать это через портал Госуслуг, не покидая дома. Сделать это очень просто. Для начала надо зарегистрироваться зайти на сайт https://www.gosuslugi.ru/ , затем пройти простую процедуру регистрации и выбрать нужную услугу. Сайт предложит заполнить заявку, на основании которой и будет оформлено пособие. Интерфейс сайта очень прост в использовании и понятен даже не самым уверенным пользователям интернета, поэтому никаких сложностей процедура обычно не вызывает.

Работающий родитель может для получения социального пособия обратиться в бухгалтерию или отдел кадров на предприятии с соответствующим заявлением на имя директора и пакетом документов, в который входят:

  • копия и оригинал документов, подтверждающих рождение;
  • документ, подтверждающий заключение или расторжение брака;
  • справка о составе семьи;
  • подтверждение, что второй родитель не воспользовался своим правом на пособие в другом месте.

На протяжении 10 дней после подачи документов предприятие обязано выплатить деньги.

Неработающие родители обращаются за пособием в органы ОСЗН. Список документов для них отличается:

  • паспорт – оригинал и ксерокопия;
  • документы, подтверждающие заключение или расторжение брака;
  • справка КСМ;
  • при наличии у родителей трудовых книжек, необходимо принести оригиналы и ксерокопии всех страниц, если их нет – документы об образовании;
  • если родители являются предпринимателями – свидетельство ИП;
  • если адрес проживания отличается от прописки, понадобится справка из ОСЗН, что по другому адресу пособие не начислялось;
  • если родитель один, надо принести Форму 25;
  • информация о банковском счете родителей.

718

С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми.

Внимание, эта статья устарела!

В настоящее время меры включают в себя:

  • федеральные детские пособия:
    • по обязательному социальному страхованию , выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
    • по государственному социальному обеспечению , выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
  • федеральный материнский капитал , предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
  • многочисленные региональные детские пособия и маткапитал , обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
    • дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
    • «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина , в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
    • республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.

Пояснение

Речь в частности идет о нескольких непопулярных решениях , принятых в социальной сфере руководством страны в декабре 2015 года:

В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?

В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований :

  • снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат» ;
  • объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.
Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости .

Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года .

Индексация детских пособий в 2016 году

Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.


Фото pixabay.com

Изменения действующего порядка индексации социальных выплат

Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми - до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать размеры детских пособий , установленных с 1 января 2015 года. Напомним:

  • тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5.5% (коэффициент индексации 1.055 );
  • однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 1 января индексацию и составила 12.9% (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1.129 ).

Внимание

На эту недостающую разницу 1.129 / 1.055 = 1.070 государственные пособия семьям с детьми будут дополнительно проиндексированы с 1 февраля 2016 года - этого естественным образом требует утвержденное Госдумой в 2015 году изменение порядка индексации социальных выплат.

Размер детских пособий в 2016 году

С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5.5%, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12.9% - с 1 февраля 2016 года
детские пособия будут дополнительно проиндексированы на 7% (так называемая «доиндексация» ):

112.9% / 105.5% = 1.070 , или 7.0%.

С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий на ребенка .

Таблица индексации детских пособий в 2016 году

Название пособия Размер c 01.02.2016, рублей Примечание
Единовременные
Пособие при постановке на учет в женской консультации до 12 недель беременности 581,73 Выплаты производятся одновременно с пособием по беременности и родам при предъявлении соответствующей медицинской справки
Пособие по беременности и родам 100% от среднего заработка за 2 предыдущих года или по МРОТ

либо 581,73 рублей или в размере стипендии

Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194)

При ликвидации организации - в фиксированном минимальном размере

Для студентов - по месту учебы в виде стипендии

Пособие беременной жене военнослужащего по призыву 24565,89 Предоставляется жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу, при акушерском сроке беременности более 180 дней (третий триместр)
Единовременное пособие при рождении ребенка 15512,65

Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения)

Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) 15512,65

или 118529,25

В повышенном размере выплачивается при усыновлении:

  • ребенка-инвалида;
  • ребенка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
Ежемесячные
Пособие по уходу за ребенком 40% от среднего заработка за 2 предыдущих года, но не менее:
  • 2908,62 рублей - на первого ребенка
  • 5817,24 - на второго и последующих

Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия

В минимальном размере - в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства

Пособие на ребенка военнослужащего по призыву до 3 лет 10528,24

Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву

Пособие детям военнослужащих по потере кормильца 2117,50 Предоставляется по месту выплаты пенсии по потере кормильца в пенсионных органах Министерства обороны РФ или в УСЗН по месту жительства
Ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до 3 лет В размере регионального прожиточного минимума на ребенка По состоянию на начало 2016 года выплачивается в 69 субъектах федерации - см. полный список регионов

Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР) предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году .

В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению - 453026 рублей .


В отличие от измененного с 2016 года , в отношении материнского капитала - это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:

  • с 1 января 2017 года - приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей ;
  • с 1 января 2018 года - еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей .
Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату - выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперь составит 25 тысяч . Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.

Понимая перспективу фактического обесценивания материнского капитала в течение как минимум одного ближайшего года, существует предположение о том, что Правительство в знак компенсации существенно расширит в 2016 году направления использования сертификата , чтобы помочь гражданам страны быстрее (легче) израсходовать предоставленные государством средства.

В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января - теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов . На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП - частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком .

Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1% .

Переход на принципы адресности и нуждаемости

Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

Внимание

Существующая в настоящее время категориальная система соц. поддержки берет свои истоки из советского периода, и в современных реалиях при росте дефицита бюджета с точки зрения руководства страны она становится неоправданной. В связи с этим адресные подходы с учетом нуждаемости будут широко внедряться в сферу федеральной и региональной социальной политики в 2016 году - прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств путем «сокращения неэффективных затрат».

Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости , в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина .

В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи - если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе

Последнее обновление 24.09.2019

Женщина, которая находится в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет получает на него соответствующее пособие.

Эта субсидия не зависит от статуса семьи и её дохода. Её получают все трудоустроенные женщины от работодателя, военные - от государства.

Сроки выплаты и размер пособия

До полутора матери имеют право получать , в дальнейшем на ребёнка выплачивают компенсацию 50 рублей до трехлетия ребенка либо, пока женщина не выйдет из декрета. Субсидию начисляют с рождения.

Кто имеет право получать

  • Работающие матери.
  • Отцы или другие родственники, ухаживающие за малышом вместо матери.
  • Мамы, которые являются военнослужащими и работают как в России, так и других странах, по контракту.
  • Безработные мамы, которые потеряли работу из-за ликвидации предприятия.
  • Студентки.

Тем, кого уволили с работы не платят пособия до полутора лет и до трёх лет. Также этого права лишаются лица, получающие иные .

Порядок выплат компенсации

Работодателю либо в военную часть нужно предоставить заявление в свободной форме.

На основании заявления и копии приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком работодатель в течение десяти рабочих дней должен принять решение об установлении выплаты. Если всё хорошо, выносится соответствующий приказ о выплате компенсации.

Если женщина была уволена в связи с ликвидацией предприятия, заявление на компенсацию нужно подавать в соцзащиту по месту жительства.Вместе с ним дополнительно нужно предоставить:

  • оригинал и копию свидетельства о рождении ребёнка;
  • оригинал и копию трудовой книжки;
  • справку из службы занятости от том, что мать не получает как безработная.

Документы можно лично отдать работниками предприятия, военным или социальным службам или отправить по почте.

Сроки оформления

После того как малышу исполнилось полтора года, у матери есть 6 месяцев, чтобы собрать пакет документов для оформления выплаты. Если всё сделать вовремя, выплату назначат с рождения малыша.

В течение 10 дней с момента подачи документов пособие должны назначить. Если субсидию начисляет работодатель, деньги будут приходить в день зарплаты на предприятии, если ФСС - сотрудники фонда сами назначат срок.

Кто получает компенсацию 100 рублей

Если женщина трудоустроена на двух работах, она имеет право получать компенсационную выплату от обоих работодателей. 100 рублей ей будут выплачивать, если сотрудница подала заявление и на основное место работы, и на работу по совместительству.

Когда выплата прекращается

Выплата может быть досрочно прекращена, если женщина:

  • уволилась по собственному желанию, и ей назначили пособие по безработице;
  • вышла из декрета на полный рабочий день;
  • забеременела в отпуске по уходу за ребёнком (
  • лишилась родительских прав;
  • перевела ребёнка на полное государственное обеспечение.

Пособие перестают выплачивать со следующего месяца, после наступления одной из причин.

17.09.2016

Детские пособия в 2016 году проиндексированы для некоторые групп пособий и увеличены на ребенка до 1,5 лет.

Размеры детских пособий в 2016 году

  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности – 543,67 руб.;
  • единовременное пособие при рождении ребенка – 14 497,80 руб.;
  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет – 2718,34 руб. (за первого ребенка), 5436,67 руб. (за второго и последующих детей).

С 1 февраля 2016 года были проиндексированы некоторые виды детских пособий семьям, имеющим детей. Решение проиндексировать некоторые виды «детских» пособий принято
во исполнение Постановления Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 42.

Первая группа пособий с 1 февраля 2016 года проиндексирована на 7%, то есть коэффициент
их индексации составил 1,07.

Размеры детских пособий 2015 г., 2016 г., 2017 г.

Виды пособий Размер выплаты в 2016 году Размер выплаты в 2015 году
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 581,73 рублей 543,67 рублей
Единовременное пособие при рождении ребенка 15 512,65 рублей 14 497,80 рублей
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание
в семью
15 512,65 рублей 14 497,80 рублей
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 24 565,89 рублей 22 958,78 рублей
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 10 528,24 рублей 9839,48 рублей

до 1,5 лет на первого ребенка
2908,62 рублей 2718,34 рублей
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
до 1,5 лет на второго и последующих детей
5 817,24 рублей 5 436,67 рублей

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2016 году

С 1 января 2016 года увеличены пособия, которые выплачиваются в рамках социального страхования, то есть работающим сотрудникам, застрахованным в системе обязательного социального страхования.

Это пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (рассчитываются в размере 40% от среднего заработка) и пособия по больничному листу – декретные пособия.

Такие пособия ограничены максимальными пределами, и эти значения стали больше, т. к.
для их расчета берутся значения предельного фактического заработка, облагаемого страховыми взносами в ФСС РФ, за новый расчетный период.

При наступлении страхового случая в 2016 году в расчетный период следует включать 2014
и 2015 годы. Предельные значения расчетной базы по страховым взносам по этим годам составляют соответственно 624 000 рублей и 670 000 рублей. Поэтому новые ограничения следует применять при расчете пособий по страховым случаям, наступившим после 1 января 2016 года.

Размер пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2016 году

Практическая энциклопедия бухгалтера

Понравилось? Лайкни нас на Facebook