Регулирование экономических отношений в российской федерации. Правовое регулирование экономических отношений Нормативно правовое регулирование экономических отношений

ТЕМА 9. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности

1. Правовое регулирование экономических отношений

2. Субъекты предпринимательской деятельности

3. Право собственности

4. Гражданско-правовой договор: общие положения

5. Экономические споры

6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

7. Социальное обеспечение граждан

Проблемам развития и совершенствования правового регулирования экономических отношений в последнее время стало уделяться большое внимание Правовое обеспечение формирования и развития рыночных отношений должно базироваться на каких-то основных положениях, принципах, подходах, которые могут быть использованы при совершенствовании и разработке правовых норм в рамках конкретных правовых отраслей. Такими важнейшими теоретическими положениями в сфере правового регулирования могут выступать принципы правового регулирования рыночных отношений.

Право в целом - это явление официальное, государственное и в этом смысле публичное. Законодатель является субъектом публичного права, и именно он определяет содержание норм не только публичного, но и частного права. Иначе говоря, частное право зависит полностью от воли законодателя и в этом смысле носит публичный характер. Во-вторых, в публичном праве используются методы частного права (например, договор как способ согласования интересов центра и субъектов РФ, между самими субъектами РФ), а в частном праве содержится достаточно много императивных норм.

Рыночное хозяйствование принципиально основывается не на различных формах собственности, а на частной собственности. Такого рода действия по захвату собственности стали возможны в результате недостаточной проработанности некоторых законодательных актов, в частности, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Недостаточная проработанность и детализация норм данного закона открыла лазейки для недобросовестных лиц с целью завладения имуществом юридических лиц, выбранных в качестве жертвы. Рейдеры, как правило, не стремятся развивать захваченный бизнес, во всяком случае, продажа недвижимости, в первую очередь, земли, приносит гораздо более быстрый и значительный доход.

В то же время законодатель должен определить условия не только национализации, но и дальнейшей приватизации. Как известно, в России была осуществлена навязанная населению ваучерная приватизация вкупе с массовыми манипуляциями при переделе собственности. Основные ресурсы страны, особенно нефть и газ, были фактически экспроприированы олигархами. Приобретение активов по бросовым ценам да еще на деньги, заимствованные у государства, - главный источник обогащения олигархов. Собственно, происходило назначение таковыми конкретных лиц. Новая элита получила активы практически бесплатно.



Учитывая, что цель приватизации - преодоление зависимости руководителей предприятий от политиков, приватизационные процессы должны развиваться в рамках действующего законодательства, прежде всего, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". При приватизации особое внимание нужно уделить законности и достоверности источников средств, направляемых на оплату приватизированного имущества.

Особое значение имеет решение проблемы частной собственности на землю. Несмотря на то, что земельные участки в соответствии со ст. 129 ГК РФ признаются объектом гражданского оборота, гражданских прав, а Земельный кодекс РФ практически разрешает куплю-продажу земли, земельный вопрос так и не решен. Как отмечает председатель комитета Государственной Думы по собственности В. Плескачевский, сегодня нормы, регулирующие земельные отношения, расположены более чем в 200 законах и подзаконных актах, нередко противоречащих друг другу, что, безусловно, осложняет процесс приобретения и оформления частной собственности на землю. Не решен также главный вопрос: по какой цене продавать землю, а для принципиального решения данного вопроса нужно выработать политику в отношении приватизации земли.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране потребовал создания антимонопольного законодательства. В 1991 г. впервые в истории России был принят антимонопольный законодательный акт - Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Впервые в данном Законе было введено понятие "конкуренция". В 2006 г. вместо названного Закона был принят новый акт - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нормы антимонопольного регулирования содержатся также во многих других федеральных законах: от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах", от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и др. Причем многие нормативные акты базируются при этом на принципах экономической свободы и конкуренции, признанных международным сообществом, а также на конституционном принципе, гарантирующем обеспечение государством единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции РФ). К сожалению, антимонопольное регулирование нельзя признать совершенным. Экономика России - одна из самых монополизированных в мире. 24 крупнейшие финансово-промышленные группы контролируют более 30% всего народного хозяйства, в 2-4 раза быстрее инфляции растут тарифы на продукцию монополий. Утверждаются они Правительством РФ, оплачиваются за счет повышения издержек конкретного сектора экономики и из карманов российских граждан. Добыча полезных ископаемых сконцентрирована в руках одной-двух компаний: на долю девяти предприятий приходится 82% добычи нефти, на две компании - 100% добычи алмазов. Очевидно, что такие монополисты не заинтересованы в дальнейшей геологоразведке и конкуренции. У нас очень специфический, сегментированный, в значительной степени неконкурентный банковский сектор - трем государственным банкам принадлежит 40% всех активов.

В последнее время Федеральная антимонопольная служба стала более активно бороться с ограничениями конкуренции. Вместе с тем следует учитывать, что ФАС России, не являющаяся независимым органом, связана в своих решениях политическими реалиями.,

основные экономические права имеют естественно-правовой характер, они не могут произвольно ограничиваться государством. Экономическая свобода не имеет разрешительного характера, а является неотъемлемой и важной частью человеческой природы. Однако мы наблюдаем, что, например, одним налогоплательщикам даются льготы, другим - нет, одним субъектам предпринимательской деятельности выдаются лицензии на ту или иную деятельность, другим - нет, одним - квоты, другим - нет и т.д. Критерии ограничения права осуществлять ту или иную деятельность очень расплывчаты, и решение подобных проблем зависит от конкретных чиновников. Поэтому публично-правовое регулирование, во-первых, не должно препятствовать реализации права на экономическую деятельность, на частную инициативу, и, во-вторых, нужно соблюдать принцип равенства между равными по правовому статусу субъектами предпринимательской деятельности. Иначе говоря, реализация основных экономических прав и свобод, частноправовых начал экономической жизни общества невозможна не только без соответствующего законодательного решения, но и без политической воли органов власти. Принципы частного права (равенство субъектов права, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и др.) позволяют субъектам права самостоятельно и автономно определять свою волю, свой вариант поведения, что является необходимым условием для развития рыночных отношений. Некоторые принципы частного права стали применяться в публичном праве, например, договор как регулятор взаимоотношений между центром и субъектами РФ, между самими субъектами РФ. Договор является важнейшим средством саморегулирования почти во всех отраслях права. Что касается роли договора в условиях рынка, то именно посредством договора в стихийный рыночный механизм вносятся элементы планомерной организованности как на уровне самих хозяйственных субъектов, так и народного хозяйства как единого целого.

Публичное право в современный период, регулируя экономические отношения, стремится сочетать, пусть и непоследовательно, государственные, общественные интересы с интересами частными. Не случайно одним из принципов публичного права признается принцип юридической гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Как известно, банковское законодательство сейчас предусматривает в случае банкротства банка возврат вкладчику до 400 тыс. руб. Такой подход, безусловно, защищает частные интересы.

Статья 3 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие принципы налогообложения: законность налогообложения, всеобщность и равенство налогообложения, соразмерность, экономическая обоснованность налогообложения, единство налоговой системы России, определенность налогообложения. Есть и такие принципы, которые прямо в той или иной статье НК РФ не сформулированы, но они вытекают из толкования и смысла всего законодательного акта, например, принцип однократности налогообложения или индивидуализации налоговой ответственности, принцип удобства и дешевизны взимания налогов, очередности взимания из одного источника и др.

Государство, налоговые органы в последнее время усилили контроль за уплатой налогов, и это правильно. Однако налоги - это не просто обязательственные выплаты налогоплательщиков, это плата представителей бизнеса, предпринимателей, граждан за предоставляемые им со стороны государства услуги - антимонопольное регулирование, судебную защиту экономических прав и свобод, создание равных условий для всех участников рынка и т.д. Стоимость этих услуг растет, а вот их качество падает, что ведет и к уклонению от уплаты налогов, и к оттоку капиталов за рубеж, и к низкому росту инвестиций в экономику, и к другим негативным моментам.

В соответствии с частью 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка РФ признается защита и обеспечение устойчивости рубля. В статье 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" этот тезис, назван одной из целей ЦБ РФ полностью передано на усмотрение Банка России.

Правовое регулирование экономических отношений, связанных с

осуществлением деятельности в морских портах основывается на нормативных актах:

1) законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации;

2) осуществление деятельности в морских портах регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах», Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

4) обычаи морского порта сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством РФ;

5) торгово-промышленная палата РФ свидетельствует обычаи морского порта;

6) обычаи морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

7) услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации

Понятие, формы и виды экономических отношений

Определение 1

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Определение 2

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Замечание 1

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий. К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных). Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений составляют: Конституция РФ ст. 71 (управ­ление федеральной государственной собственностью; установ­ление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регу­лирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы; внешнеэкономические от­ношения РФ; определение статуса исключительной экономи­ческой зоны; официальный статистический и бухгалтерский

учет), ст. 72. (вопросы владения, пользования и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природополь­зование; координация внешнеэкономических связей), ст. 73, касающаяся предметов вне пределов ведения ст. ст. 71 и 72, субъекты РФ в сфере экономических отношений обладают всей полнотой государственной власти, ст. 114 Конституции РФ (полномочия Правительства РФ в сфере экономики) и другие статьи, касающиеся становления и развития экономики в стра­не, федеральный конституционный закон, принятый от 17.12. 1997 г. «О Правительстве РФ», многочисленные Федеральные законы, среди которых большое значение имеет принятый Федеральный закон от 11.06.2002 г. № 66-ФЗ «О ратифика­ции конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества». По-прежнему актуальным явля­ется оперативное правовое регулирование вопросов экономики указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами ФОИВ.

К основным нормативным актам, положившим начало ра­дикальным экономическим изменениям в стране, можно отне­сти: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. 1 ; «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 2 ; За­кон РСФСР (1991 г.) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. 3 в текущ. ред. от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ; Закон РСФСР «О защите прав потребителей» 07.02.1992 г. в ред. 09.01. 1996 г. № 2-ФЗ с изм. и доп. от 17.12. 1999 г.; «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 4 ; «О товарных биржах и биржевой торгов­ле (1995 г.)»; «О финансово-промышленных группах (1995 г.)»; «О сельскохозяйственной кооперации»(1995 г.); «О рынке цен­ных бумаг» (1995 г.); «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ в ред. 11.04. 2002 г. № 36-ФЗ; «О приватизации государ­ственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12. 2001 г. М178-ФЗ; «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ; «О государственном земельном кадастре» от 02.01. 2000 г.; «Земельный Кодекс РФ» от 25.10.2001 г.; « О введе-


2 ВВС РСФСР. 1992. Ks 28, ст. 1614.

3 ВВС РСФСР. 1991. № 28, ст. 959; 2001. № 21. ст. 2063.

4 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

нии в действие 3-й части ГК РФ» от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ; «Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 г. № 146 - ФЗ; «Об акционерном обществе» от 26.12.1995 г. № 208 - ФЗ в текущей ред. от 07.08.2002 г. № 120-ФЗ; указы Президента РФ «О мерах по обеспечению прав акционеров» от 27.10 1993 г. № 1769 с измен, и доп. от 31. 07.1995 г.; «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем» от 01.11.2001 г. № 1263; по­становления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого пред­принимательства в государствах-участниках СНГ»; «О государ­ственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» от 01.11.2001. № 758 и другие нормативно-пра­вовые акты, позволяющие государству правовыми методами регулировать экономические отношения во всех экономичес­ких отраслях и сферах.

В систему органов управления в сфере экономического регулирования можно включить следующие основные мини­стерства: министерство экономического развития и торговли; промышленности, науки и технологий; по атомной энергии; имущественных отношений; природных ресурсов; путей сооб­щения; транспорта; сельского хозяйства; энергетики; финан­сов; государственный комитет по антимонопольный полити­ке и поддержке предпринимательства; государственный коми­тет по строительству и жилищно-коммунального комплексу; федеральная служба земельного кадастра и др.

Центральным межотраслевым органом исполнительной вла­сти, осуществляющим государственное управление в сфере экономики, является Минэкономразвития России.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реа­лизацию государственной социальной-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, опреде­ление путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устой­чивое развитие России.

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области:

1) экспортного контроля, что очень важно в условиях «про­зрачных» границ;

2) контроля за проведением конкурсов на размещение за­казов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения;

3) лицензирования отдельных видов деятельности;

4) аккредитации представительств иностранных юридичес­ких лиц, осуществляющих деятельность в области ту­ризма, филиалов иностранных юридических лиц.

Министерство экономического развития и торговли РФ осу­ществляет свою исполнительную деятельность непосредствен­но и через свои территориальные органы - уполномоченных Министерства в субъектах и отдельных регионах России (да­лее именуются - уполномоченные) и управления Государствен­ной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав

потребителей.

Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и представительств Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, их кадро­вое обеспечение и финансирование, а также совместно с Мини­стерством иностранных дел РФ - руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ в иностранных государствах и их кадровое обеспечение.

Министерство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ своих представителей в постоянные пред­ставительства России при международных организациях и осу­ществляет оперативное руководство деятельностью этих пред­ставителей.

Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, представительства Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, а также представители Министерства в постоянных представительствах РФ при международных организациях составляют структуру и штаты аппарата Министерства.

Основными задачами Министерства экономического разви­тия и торговли России являются:

1) разработка и проведение государственной политики, на­правленной на обеспечение устойчивого социально-эко­номического развития РФ;

2) разработка предложений по государственной внешнеэко­номической политике РФ и ее реализация, осуществле­ние государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности;

3) анализ экономического положения РФ и определение на его основе принципов и методов регулирования в соци­ально-экономической сфере;

4) разработка принципов, методов и форм реализации го­сударственной структурной и инвестиционной полити­ки в РФ;

5) экономическое обоснование федеральных государствен­ных нужд, в том числе расходов, связанных с обеспече­нием обороноспособности и государственной безопаснос­ти РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ в соответствии с возложенными на него задачами реализует ос­новные функции:

1) разрабатывает с участием заинтересованных федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов РФ государственные прогно­зы социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов России на основе анализа экономики России и тенденций ее социально-экономического развития ре­гулирования экономических процессов;

3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства РФ по социально-экономическому разви­тию страны, а также прогнозные и аналитические мате­риалы в этой области;

4) разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения о совершенствовании законодатель­ства РФ по вопросам, отнесенным к ведению Министер­ства;

5) принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, де­нежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-та­рифной политики РФ и осуществляет иные функции.

Министерство экономического развития и торговли РФ для осуществления своих функций полномочно:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления, юридических и физических лиц необходимые информацию и материалы;

2) издавать в установленном порядке в пределах своей ком­петенции нормативные правовые акты;

3) привлекать в установленном порядке экспертов, заклю­чать договоры с организациями и гражданами для вы­полнения работ в соответствии с компетенцией Мини­стерства;

4) вносить в установленном порядке в пределах своей ком­петенции предложения о кандидатурах представителей РФ в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;

5) осуществлять в пределах своей компетенции совместно с Министерством иностранных дел РФ подбор кандида­тур на замещение должностей в международных торго­вых и экономических организациях;

6) осуществлять взаимодействовать в пределах своей ком­петенции с государственными, межгосударственными органами и организациями, в том числе ассоциациями и союзами, должностными и частными лицами как в РФ, так и за рубежом;

7) иметь в своем составе самостоятельный центральный шифровальный орган и ведомственную сеть специаль­ной связи и осуществляет иные полномочия.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время, в основном, действует децентрализованная си­стема органов в составе федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют проведение федеральных про­грамм в порученных им отраслях.

В субъектах РФ имеются соответствующие органы управ­ления экономическими отраслями.

Административно-правовую основу регулирования экономи­ческих отношений за прошедшие более чем 10 лет составляют многочисленные нормативно-правовые акты (вначале преобла­дающими были указы Президента РФ, потом уже эти отноше­ния закреплялись федеральными законами), существенно из­менившие экономические отношения в стране, которые затро­нули все сферы жизни, и, прежде всего, произошли радикаль­ные изменения в организационно-правовой сфере государствен­ного управления.

Вопрос государственного управления в Конституции РФ и Федеральных законах регламентирован в общих чертах, на­пример, (ст. 32 « граждане РФ имеют право участвовать в уп­равлении делами государства...» и пункт д) ст. 71 «управление федеральной собственностью» Конституции РФ, что, на наш взгляд, отрицательно сказалось на общей тенденции в сфере проведения экономической реформы, так как административ-

ное право только последние несколько лет начинает работать над разрешением этой колоссальной проблемы.

К основным правовым актам, радикально изменившим эко­номику нашей страны, следует отнести: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1 ; «О приватизации государственных и муниципальных предприя­тий в РСФСР» 2 ; федеральные законы: « О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» 3 ; «О естественных монополиях» 4 ; «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 5 ; «О несостоя­тельности (банкротстве) 6 ; «Об акционерном обществе» от 26.12. 1995 г. в текущей ред. 07.08.2001 г.; « О рынке ценных бу­маг» 7 ; ГК РФ 1, 2 и 3 часть принятая 26.11.2001 г. № 146 -ФЗ, особое значение для экономики имеют принятые феде­ральные законы: «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 02.01.2000 г.; «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101 - ФЗ; «Зе­мельный кодекс РФ» от 25.10. 2001 г. № 136-ФЗ и «О введе­нии в действие ФЗ «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ, ГПК РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ и многие дру­гие нормативно-правовые акты, позволяющие государству пра­вовыми методами регулировать экономические отношения в во всех хозяйственных отраслях и сферах. 30.10.2002 г. при­нят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве)» и на его основании постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 855 «Об уполномоченном и регулирую­щем органе по делам о банкротстве и процедурах банкротства»

В последнее время принят ряд законов, которые закрепля­ют правовой статус ФОИВ. Например, федеральные законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности 8 ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 9 «Об основах иностранных инвестициях в РФ» 10 ; Федеральные законы «О защите прав юридических

1 ВВС РСФСР. 1990. № 30, ст. 418.

2 ВВС РСФСР. 1992. № 28, ст. 223.

3 СЗ РФ. 1995. № 22, ст. 1977.

4 СЗ РФ. 1995. № 34, ст. 3426.

5 СЗ РФ. 1995. № 25, ст. 2343.

6 СЗ РФ. 1998. № 2, ст. 223.

8 СЗ РФ, 1995, № 34, ст. 4326; № 25, ст. 2343; № 42, ст. 3929.

9 СЗ РФ. 1999. № 41. Ст. 1163.

лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении го­сударственного контроля (надзора) от 09.08. 2001 г. № 134 - ФЗ; «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ; «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полу­ченных преступным путем» от 07.08.2001 г. № 115 1 ; «О госу­дарственной регистрации юридических лиц» от 08.08. 2001 г.; «О некоторых мерах по укреплению юридических служб госу­дарственных органов» от 26.04. 2001 г. № 486, в ред. 24.01.2002 г. и др.

Особое значение для совершенствования экономических отношений имеет ФЗ «Об электронной цифровой подписи», принятый 10.01.2002 г., который внесет существенные изме­нения в регулирование экономических отношений.

Принятые законы, как правило, не имеют норм прямого действия и требуют принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. Наиболее высшую силу из всех подзаконных актов имеют указы Президента РФ. Например, указ Прези­дента РФ от 17 января 1997 г. № 12 «О приведении актов Президента РФ в соответствие с федеральными законами» 2 . Этим указом подтверждается подзаконная сила указов, что также отражено в Конституции РФ ст. 90 п, 3.

Подзаконное нормативно-правовое регламентирование су­щественно в регулировании экономических отношений, так как оно более оперативно принимается.

В роли подзаконного акта управления, например, выступа­ют постановление Правительства РФ от 22. 01. 1999 г. №92 «О Совете по проблемам реструктуризации и развития промыш­ленности при Правительстве РФ» и Положение о нем, поста­новление от 13.09. 1999 г. № 1039 «Вопросы о государствен­ном управлении акционерной компанией по транспорту нефти «Транснефть» и постановление от 23. 01. 1999 г. № 85 «О назначении представителей государства в органы управления в ОАО строительного комплекса» и другие нормативно-право­вые акты управления.

Большое значение в развитие экономики России имеет так­же правовое регулирование экономических отношений со стра­нами СНГ. В этой связи принят Федеральный закон от 8.07. 1996 г. № 90-ФЗ «О ратификации Соглашения о создании Меж­государственного экономического комитета Экономического

1 СЗ РФ. 2001. № 33, ст. 3418.

2 СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 367.

союза» 1 и ФЗ от 22.03.2001 г. № 27-ФЗ «О ратификации со­глашения между РФ и республикой Беларусь о введении еди­ной денежной единицы формирования единого эмиссионного центра союзного государства».

Учитывая важность проблемы международной экономичес­кой интеграции России, своевременным является принятый указ Президента РФ от 25. 10. 1999 г. № 1429 «О Межведом­ственной комиссии РФ по делам Совета Европы» 2 .

Однако в настоящее время по-прежнему актуальной пробле­мой является экономическое взаимодействие на уровне субъек­тов РФ. В связи с этим 17. 12.1999 г. приняты ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономи­ческого взаимодействия субъектов в РФ» 3 и от 4. 01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 4 . В субъектах РФ также имеются соответствую­щие органы управления экономическими отраслями.

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления в сфере экономики, достаточно велик. Представляет научный и практический ин­терес классификация этих правовых актов.

Классификация правовых актов может быть представлена по следующим критериям:

По юридической силе (Конституция РФ, конституции рес­публик, уставы субъектов федерации, законы, постанов­ления палат Федерального Собрания, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ);

По характеру влияния: а) непосредственно регулирую­щие, например, указ Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» (РГ от 17 мая 2000 г. № 867); б) косвенно влияющие, например ГК РФ регламентируя имущественные отношения, оказывает влияние на содержание организации управления эконо­микой;

В зависимости от принципа федерализма, который нахо­дит свое отражение в системе объема компетенции орга-

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 10(28).

2 СЗ РФ. 1999. № 44. Ст. 5297.

3 СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6286.

4 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

нов государственной власти России, и субъектов РФ в целом в конкретных сферах и отраслях.

Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания государственных и региональных аспектов в деятельности го­сударственных органов и органов местного самоуправления определены в Концепции государственной национальной по­литики РФ от 15 июня 1996 г. № 909, и «Основных положени­ях региональной политики в РФ», утвержденных указом Пре­зидента РФ от 3. 06. 1996 г № 803.

Добывающая и перерабатывающая промышленность всегда считалась особой сферой экономических интересов государства, так как промышленный комплекс призван обеспечивать раз­нообразные общественные и индивидуальные потребности в такой продукции. Отечественная промышленность во всех стра­нах является гарантом экономической независимости. Опыт нашей страны за последнее десятилетие, убедительный нега­тивный тому пример.

Наиболее важные вопросы регулирования экономических отношений решают органы законодательной и исполнитель­ной власти. Они осуществляют регулирование основных эко­номических отношений, обеспечивая при этом их фундамен­тальную правовую гарантию.

В системе государственного управления экономикой в на­стоящее время действует, в основном, децентрализованная си­стема органов управления в составе федеральных органов ис­полнительной власти, которые осуществляют проведение фе­деральных программ в порученных им отраслях.

Особую роль играет промышленный комплекс. Он пред­ставляет собой важнейшую часть народного хозяйства стра­ны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Этот комплекс объединяет ряд групп и отраслей промышленнос­ти, которые, в свою очередь, подразделяются на объедине­ния, предприятия и организации. Здесь сосредоточен мощ­ный научно-технический и интеллектуальный потенциал стра­ны. Предназначение промышленного комплекса - обеспечи­вать народное хозяйство топливно-сырьевыми ресурсами, машинами, оборудованием и другими современными средства­ми производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изучение правового регулирования экономических отношений

План

  • Введение
  • 1. Предмет и метод хозяйственного (предпринимательского) права
  • 2. Принципы хозяйственного (предпринимательского) права
  • 3. Источники хозяйственного (предпринимательского) права
  • 4. Хозяйственные правоотношения
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Предпринимательское право -- комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Сторонники концепции утверждают, что самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами. Во-первых, предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности. Во-вторых, помимо частной сферы существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. В-третьих, в современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Изучение правового регулирования экономических отношений и определили актуальность темы нашего исследования.

Цель нашего исследования - изучение правового регулирования экономических отношений.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить предмет, метод, принципы и источники хозяйственного (предпринимательского) права.

2. Дать характеристику хозяйственным правоотношениям.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение правового регулирования экономических отношений относится к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли.

Методы исследования - теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения правового регулирования экономических отношений.

Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.

1. Предмет и метод хозяйственного (предпринимательского) права

Предметом отрасли хозяйственного (предпринимательского) права являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Можно выделить три группы таких отношений:

1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т.п.);

2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, такие отношения складываются на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, саморегулируемых организаций);

3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.

Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения. Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования: метод рекомендаций (диспозитивный метод) при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения; метод обязательных предписаний (императивный метод) при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников; метод автономных решений (метод согласования) который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные методы применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии Метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

2. Принципы хозяйственного (предпринимательского) права

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

хозяйственный предпринимательский право

3. Источники хозяйственного (предпринимательского) права

Источники предпринимательского права -- это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой.

Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии. Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

Федеральные законы среди которых особое место занимают кодексы (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражный процессуальный, Уголовный и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности.

Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения;

б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ;

в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.

Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл. 8 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Локальные (корпоративные) правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являющиеся составной частью российской правовой системы. Международные договоры РФ, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, обладают большей юридической силой, нежели законы, устанавливающие иные нормы для предпринимательских отношений.

4. Хозяйственные правоотношения

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

а) абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности.

б) абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

в) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения.

г) неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др.

д) хозяйственные обязательства.

Заключение

Предметом отрасли хозяйственного (предпринимательского) права являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений. Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Принципы предпринимательского права -- это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ

Источники предпринимательского права -- это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; др.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Список литературы

1. Анохин В.С. Предпринимательское право. - М., 2009. - 243 с.

2. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес /Под ред. Ю.М. Осипова.- М., 2012. - 327 с.

3. Гражданское право. Учебник. / Под ред. Алексеева С. С. - М., 2009. - 275 с.

4. Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. - М., 2010. - 276 с.

5. Гражданское право / Отв. ред. Е. А. Суханов. - М., 2011. - 286 с.

6. Правовое регулирование профессиональной деятельности: Учеб. /Под ред. А.С.Аракчеева и Д.С.Тузова. - М., 2012. - 286 с.

7. Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. - М.: Мастерство, 2011. - 432 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    контрольная работа , добавлен 31.01.2014

    Основные принципы и условия ведения предпринимательской деятельности, выбор формы ее организации. Понятие законодательства о предпринимательской деятельности. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права. Порядок государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Предмет и метод предпринимательского права. Принципы регулирования хозяйственной деятельности. Субъекты российского предпринимательского права, его конституционные и отраслевые принципы. Факторы регулирования законности предпринимательской деятельности.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2016

    Сущность и содержание предпринимательской деятельности, определение ее роли и значения в современном обществе. Исследование правового института лицензирования предпринимательской деятельности на основе теории предпринимательского и гражданского права.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2014

    Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Основные понятия, виды и источники правового регулирования предпринимательской деятельности. Характеристика процедуры регистрации и особенности его лицензирования в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Специфика предпринимательского права, правового регулирования предпринимательской деятельности, предпринимательского законодательства. Регулирование отношений, связанных с эмиссией ценных бумаг. Арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования споров.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Понятие, признаки, виды предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности. Оценка предпринимательского сектора Республики Беларусь и Гомельской области. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Общая характеристика предпринимательского права за рубежом. Предприятие как имущественный комплекс. Деление права на частное и публичное. Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Обеспечение рыночных условий для бизнеса.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Толкование статьи УК 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Виды, объект и субъект преступления, ответственность за их совершение. Проблемы нормативно-правового обеспечения свободы предпринимательской деятельности.

Каковы же возможности и пределы правового регулирования жо- номических отношений на современном этапе рыночных отноше­ний? Как может право способствовать реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности 1 ?

Для ответа на эти вопросы необходимы глубокая и фундамен­тальная разработка общих проблем правового регулирования эко­номических отношений, создание общей теории, которая должна служить основой для решения конкретных вопросов.

Различный характер отношений, объединяемых в комплексе, определяет и регулирование этих отношений путем сочетания норм различных отраслей права, соответствующих содержанию каждого вида отношений. В связи с этим во шикает сложная теоретическая проблема эффективного сочетания норм, относящихся к различным отраслям права, в регулировании единого процесса в той или иной области хозяйственной деятельности. Объективно обусловлена за­висимость: предмет правового регулирования - метод - правовые средства, свойственные этому методу. Если в данном виде хозяйст­венной деятельности сочетаются элементы, относящиеся к различ­ным видам общественных отношений, то правовое регулирование должно улавливать и отражать особенности каждого вида отноше­ний, каждого из элементов. В полной мере необходимо использо­вать закономерности соотношения предмета, метода и правовых средств, свойственных каждому из элементов единого процесса.

Имеются объективные закономерности сочетания, взаимосвязи, соотношения норм различных отраслей права, применяемых в ком­плексе для регулирования единого процесса.

Формирование и развитие рассматриваемого комплекса предпо­лагают строгое соблюдение основных озраслевых характеристик вклю­чаемых норм, использование соответствующих правовых средств еди­ного вида деятельности. Сочетание норм различных отраслей права может содействовать наиболее полному выявлению эффективности каждой из них. И наоборот, нарушение равновесия между нормами различных отраслей права в регулировании единого процесса или вида деятельности способно повлечь за собой ослабление эффек­тивности тон или иной нормы или группы норм. Так, одна из при­чин того, что в воздействии на общественное производство не ис­пользованы еще все возможности, предоставляемые договорной формой, заключается в недостаточной согласованности норм адми­нистративного и норм гражданского права, составляющих институт договора. Нормы административного права и издаваемые на их ос­нове бесчисленные индивидуальные акты нс оставляют достаточно-

го места для соблюдения требований, предъявляемых договорной формой отношений, таких, например, как равенство сторон, воз­можность выражения нх волн. Это препятствует выполнению дого­вором его важнейшей функции в воздействии на производство.

Комплекс - это не соединение, при котором теряются первона­чальные свойства элементов, а такое сочетание элементов, при кото­ром каждый нз них сохраняет свои особенности и взаимодействует с другими. Оно, если правильно определены удельный вес каждого из элементов, особенности его взаимодействия с другими, может дать оптимальный результат.

Для достижения этого результата необходима разработка одного из аспектов воздействия права на мотивацию поведения, а именно - различной мотивационной силы норм разных отраслей права.

В про­цессе исследования эффективности норм рассматривалась мотива­ционная сила норм отдельных отраслей права. Но для решения по­ставленной проблемы необходимо такое исследование силы моти­вационного действия норм отдельных отраслей права, когда они участвуют в комплексном регулировании единого процесса или ви­да деятельности.

В различных общественно-экономических формациях мотива­ционная сила норм одной отрасли права оказывалась значительно сильнее мотивационной силы норм других отраслей. Так, в рыноч­ном хозяйстве наиболее значительное место в мотивации поведения занимают нормы гражданского н торгового права, регулирующие имущественные отношения. Возможность получения прибыли путем использования определенной правовой ситуации (нередко - посред­ством узаконенного ограбления экономически более слабой стороны), опасность имущественной ответственности, которая может завер­шиться банкротством, - стимулы, в значительной мере подавляю­щие действие норм иных отраслей права: административного, тру­дового, земельного и др. Компания уплатит штрафы за нарушение административных правил, компенсации за нарушение трудового договора и т.п.. если эти нарушения связаны с возможностью полу­чения прибыли. Но с гораздо большей осторожностью она подойдет к исполнению своих обязанностей перед контрагентами. Для охра­ны имущественных интересов в іражданском и торговом праве раз­работана сложнейшая, изощренная система правовых средств, на­правленных на обеспечение выполнения обязательств.

Такое соотношение мотивационной силы различных отраслей права в рыночных условиях неразрывно связано с основным зако­ном капиталистической экономики - стремлением к максимальной прибыли.

Для наиболее эффективной реализации этой возможности необ­ходимо глубокое исследование характера и сущности общественных

отношений в сфере экономики нх вилов, места правовой нормы в мотивации поведения физических и юридических лиц в данной сфере. Такое исследование может быть результатом совместного тру­да экономистов, социологов, правоведов.

В настоящее время наибольшее место в правовом регулирова­нии экономических отношений занимают нормы административного права. Но ведь основными принципами развития рыночной эконо­мики, обусловленными требованиями объективных, экономических законов, являются сочетание государственного регулирования с само­стоятельностью и инициативой предприятий, объединений и органи­заций и активное использование экономических рычагов и стимулов. Вес это требует широкого применения норм не только администра­тивного. но и иных отраслей права - гражданского, трудового, фи­нансового и др. Выше приводились примеры того, как нормы адми­нистративного права и издаваемые на нх основе акты в значительной мере парализуют эффективность применения норм других отраслей права, и в частности эффективность средств имущественной ответст­венности. Совершенствование правовых отношений в народном хо­зяйстве требует существенного расширения средств правового воз­действия, более полного применения норм различных отраслей права. Для теоретической разработки проблем соотношения норм различ­ных отраслей права в регулировании единого процесса или вида дея­тельности и для практических целей может оказаться весьма полез­ным понятие правовой формы отдельных видов экономических отно­шений. Термин «правовая форма» применяется в различных смыс­лах. Однако в применении к экономическим отношениям этот тер­мин может обозначать совокупность норм или правовых институтов, опосредующих определенный вид экономических отношений. Такое понимание обосновывалось в литературе 1 .

Понятие правовой формы экономических отношений конструи­руется исходя из содержания регулируемых отношений, и этим оно отличается от близкого понятия правового института. При конст­руировании правового института отправляются от права, от законо­мерностей надстройки. Поэтому правовой институт обычно относит­ся к определенной отрасли права, представляет собой структурный элемент отрасли. Понятие же правовой формы данного вида эко­номических отношений конкретизируется исходя из содержания. Поэтому в понятие правовой формы включаются нормы и институ­ты различных отраслей права. Их отраслевая принадлежность и со­отношение определяются содержанием данного отношения.

Так, в капитальном строительстве содержится комплекс разно­родных отношений: программирование, регулирование, управление.

См.: Халфина Р.0. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 79-92.

имущественные отношения, трудовые отношения, земельные, при­родоохранительные, финансовые. В правовом регулировании этих отношений должны применяться и нормы соответствующих отрас­лей права. Представляется, что соотношение этих норм в едином комплексе правового регулирования капитального строительства должно соответствовать соотношению различных видов отношении в реальном процессе капитального строительства и обусловленных нм разносторонних, многообразных связей. Характер отношений, объединенных в данном комплексе, может служить надежным кри­терием для объединения норм различных отраслей права в регули­ровании капитального строительства. Характер каждого вида объе­диненных в комплексе отношений, его место, значение, удельный вес определяют в общей форме и соотношение норм соответствую­щих отраслей права. Но здесь мы сталкиваемся с гем феноменом, о котором речь шла выше, - с различной мотивационной силон норм различных отраслей права. Учет этого условия требует в ряде случаев применения правовых средств, направленных на то, чтобы воспрепятствовать подавлению действия нормы одной отрасли пра­ва действием нормы другой отрасли.

В решении проблем правового регулирования экономических отношений комплексное регулирование находит наиболее широкое применение, а его достоинства и недостатки оказывают существен­ное и немедленное воздействие на конечные результаты. Экономи­ческие отношения - весьма чувствительный механизм, чутко реа­гирующий на любые изменения его правовой формы. Это может выражаться как в соблюдении, так и в нарушении правовых пред­писаний. в создании теневой экономики.

Применение надлежащего правового инструментария, свойст­венного различным отраслям права, необходимо и для решения важнейшей задачи установления критериев оценки экономической деятельности и се стимулирования в направлении удовлетворения потребностей общества.

В настоящее время основным критерием оценки деятельносіи в сфере экономики, как и в других областях жизни общества, являет­ся степень удовлетворения спроса и предложения. В зависимости от этого определяются и возможности коллективов и работников про­изводства. Однако опыт показывает, что ни один показатель, ни даже система показателей нс могут полностью раскрыть степень удовлетворения потребностей человека и общества деятельностью данного предприятия.

В настоящее время в решении некоторых вопросов, и в частности рассматриваемой проблемы использования механизмов непосредст­венной оценки потребителями результатов производственной дея­тельности, значительные трудности связаны с тем, что государствен­
ный аппарат, от которого зависит реализация решения, не всегда в этом заинтересован. Причем речь идет не о некомпетентности, не­понимании, нежелании отдельных лиц, а о том, что сама организа­ция управления, оценка управленческой деятельности в той или иной области, формы се стимулирования могут создавать самостоя­тельный интерес органов управления, которому может нс соответ­ствовать реализация того или иного решения.

При рассмотрении рыночных отношений необходимо создать такую систему, которая исключала бы возможность противоречии между интересами органа управления и реализацией научно обос­нованных решений. Необходимость высокого качества правового регулирования в этой сфере и значительная сложность принимае­мых решений вызваны тем, что общество сознательно, целенаправ­ленно воздействует на экономическое и социальное развитие.

Проблема единства и дифференциации правового регулирования имеет особенное значение в сфере экономики, где дифференциация нередко связана с действием экономических стимулов.

С неоправданной дифференциацией, а иными словами, разоб­щенностью, дроблением правового регулирования по ведомствен­ному признаку приходится сталкиваться неоднократно в экономи­ческой жизни.

Дифференциация правового регулирования по ведомственному признаку противоречит характеристике правовой нормы как общего правила. В сфере экономики решение этой проблемы имеет осо­бенно важное значение, поскольку издаваемые на разных уровнях акты оказывают непосредственное воздействие на общественное производство, а их несогласованность, неоправданная дифферен­циация содержащихся в них норм могут иметь отрицательное, тор­мозящее влияние.

Представляется, что созрели условия для того, чтобы основные, важнейшие положения в сфере регулирования экономических от­ношений были закреплены в законах.

Исходя из анализа и обобщения многолетнего опыта можно пред­ложить принятие законов, которые способствовали бы повышению уровня правового регулирования экономических отношений. К чис­лу таких проектов могли бы быть отнесены законы об управлении народным хозяйством, о планировании.

Вместе с изданием новых законов возникает необходимость уточ­нения и дополнения некоторых действующих законов, например Основ гражданского законодательства.

Правовое регулирование экономических отношений должно быть облечено в форму комплекса взаимосвязанных и взаимосогласованных законов, устанавливающих общие и наиболее важные правила поведе­ния в этой сфере. Форма закона для регулирования данных отноше­
ний необходима потому, что она сможет обеспечить единство, ком­плексность, внутреннюю согласованность институтов и норм, избе­жать излишней детализации. связывающей инициативу, материальных и моральных потерь, связанных с ведомственностью и разобщенно­стью отдельных структур. Система законов как основа правового регу­лирования экономических отношений будет способствовать укрепле­нию законности в этой важнейшей сфере жизни общества. Прн такой системе будет установлен надежный критерий законности норматив­ных актов, издаваемых на всех уровнях управления. Закрепление основных правил регулирования экономики и непосредственной дея­тельности в законах обеспечит возможность упорядочения ведом­ственного нормотворчества, разумного его ограничения.

Система законов, регулирующих экономические отношения, долж­на основываться на глубоком познании требований объективных экономических законов и возможностей их использования для дос­тижения поставленных целей.

В настоящее время, когда во всей полноте поставлен вопрос об обеспечении порядка и дисциплины на всех уровнях, упорядочение законодательства в сфере руководства экономикой приобретает осо­бенно важное значение. Ведь нередки случаи, когда несогласован­ность, ведомственность, неадекватные критерии оценки соблюдения дисциплины оборачиваются народнохозяйственными потерями, когда перевыполняются планы выпуска устарелой, не находящей спроса, нс соответствующей требованиям потребителей продукции. Система за­конов в их комплексе может установить порядок, препятствующий превалированию местнических, сиюминутных интересов над инте­ресами общества.

В связи с упорядочением законодательства в сфере регулирова­ния экономических отношений серьезные задачи стоят перед тео­рией государства и правії. Если в отраслевых юридических науках уже имеются разработки, которые могут быть положены в основу практических решений, то в теории государства и права лишь на­мечены некоторые общие положения и подходы. Особое значение приобретают проблемы правопонимания и правоприменения, ре­шение которых сталкивается со значительными трудностями в сфе­ре регулирования рыночных отношений.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook