Проблема функционирования конкурентного рынка. Проблема конкурентного рынка в россии

Ермоленко Ольга Александровна,4 курс«Менеджмент организации», «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Брянский филиал

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент научный руководитель

Проблемы конкуренции в современных условияхРоссии

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы качественных изменений конкуренции в современной экономике.Ключевые слова:конкуренция, рыночная экономика, Федеральная антимонопольная служба, глобальная конкуренция, рейтинг

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика. Никонец О.Е. в статье «Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка»отмечает, чтоконкуренция экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, каки монополия,образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке. В современных условиях, когда потребности общества непрерывно усложняются, производственные цепочки становятся глобальными, происходит переход от иерархического к сетевому взаимодействию, фирмы сталкиваются с ограниченностью ресурсов для самостоятельного выполнения всех необходимых дляобеспечения собственного функционирования видов деятельности, классический подход к определению конкуренции как к борьбе в значительной степени утратил свою актуальность. Это ведет к необходимости осмысления современной специфики конкуренции и ставит задачу поиска новых принципов развития и защиты конкуренции в России.

Федеральная антимонопольная службаотмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе. Современный этап развития конкуренции XXвека характеризуется осмыслением, как роли конкуренции, так и роли монополии в повышении эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях глобализации. Специфика современной конкуренции заключается в том, что, вопервых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; вовторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; втретьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках. Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной российской экономике, низкий уровень развития конкуренции –одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным докладаВсемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 20132014», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран (таблица 1). Хотя Россия в 2013 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга и сохраняющегося профицита бюджета. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг Россия продолжает занимать низкие места. В 2013 году страна по данному признаку находилась на 135 месте. Таблица 1 Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012 2014г.

Экономика

Индекс глобальной конкуренции 2012

Проблемы,препятствующиеразвитию конкуренции в стране: 1. Неэффективность функционирования товарных рынков: неэффективность рыночных механизмов, высокая степень монополизации рынков, высокие барьеры для торговли и инвестиций, значительная роль государства в экономике, административные барьеры, ограничивающие предпринимательство, чрезмерное налоговое бремя, неэффективные таможенные процедуры; 2. Неразвитость институциональной среды: в соблюдении прав собственности, в том числе на интеллектуальную собственность, земельных прав и доступности покупки или аренды земли,коррупция и неправомерное влияние на бизнес, высокое бремя административного регулирования, неэффективная судебная система;3. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора: нестабильность банковской системы, неустойчивость банков, недоступность финансовых ресурсов для компаний, низкая операционная эффективность банков;4. Неразвитость российского бизнеса: низкая конкурентоспособность компаний, ограниченная развитость кластеров, доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью, низкий уровень управленческих компетенций;5. Деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного.

Таким образом, государство, учитывая современную специфику конкурентных отношений, должно изменить принципы антимонопольного регулирования новых процессов в современной экономике, в частности: перейти от структурного подхода к исследованию рынка для оценки необходимости антимонопольного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов к структурноповеденческому подходу (анализу структуры рынка и конкурентных действий хозяйствующих субъектов на этом рынке).

Азоев Г. Л. Конкуренция:анализ, стратегияи практика / М.:Центр экономики и маркетинга, 2010.2.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресскурс. 3е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.СПб.: Питер, 2011.3.Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка/ Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С.142144. 4. Роженцова О.В. Управление собственными финансовыми ресурсами предприятий промышленности и его информационное обеспечение/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. ЙошкарОла, 20055.Фатхутдинов, P.A.Управление конкурентоспособностью организации. Учебник, -2е изд., М.: Издательствво Эксмо, 2010.6. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014г. http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219.6.Федеральная антимонопольная служба. http://www.rg.ru/2014/08/12/konkurencia.html.

Функционирование конкурентного рынка . Понятие конкурентного рынка. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Предложение, закон предложения, кривая предложения. Рыночное равновесие. Максимизация прибыли конкурентной фирмой. Правило максимизации прибыли.

Рынок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции . Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников.

Для существования совершенной (чистой, свободной) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:

1) большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

2) повершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;

3) полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

4) высокая степень однородности производимых отраслью товаров (отсутствие товаров-заменителей);

5) каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Рыночная среда, порождаемая отношениями совершенной конкуренции, представляет собой лишь одну из рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной .

Характеристика Тип рынка
Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Количество продавцов Много Много Несколько (2-7)
2.Тип товара Стандартизованный (однородный) (одинаковые характеристики и свойства товара) Дифференцированный Стандартизованный или дифференцированный Уникальный, не имеющий заменителей
3.Диктат цен со стороны продавца Отсутствует Возможен в очень узких пределах (если есть какое-либо уникальное предложение, которым можно манипулировать) Возможен при анти конкурентном сговоре, отсутствует, если сговора нет Существует
4.Барьеры входа на рынок Низкие Низкие Высокие Высокие
5.Неценовая конкуренция (качество, сервис и реклама) Не характерна Характерна Характерна Не характерна
6.Примеры --- С.х Шоколадные конфеты, образовательные услуги, пиво, сигареты и т.д. Сотовая связь Электроснабжение, теплоснабжение, услуги портов и аэропортов, услуги почтовой связи


Рыночная экономика это прежде всего взаимодействие спроса и предложения.

Спрос (D) - количество товаров (Q), которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен (Р).

Закон спроса - это зависимость величины спроса от цены: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. На спрос (в отличие от величины спроса) влияют неценовые факторы (число и вкусы потребителей, их доход, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания). Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растёт) и влево (если он падает).

Предложение (S) - то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемых товаров. Изменение величины предложения означает передвижение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения под влиянием изменения цены.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась вправо вниз, если предложение увеличивается и влево вверх, если оно уменьшается. Это происходит под влиянием неценовых факторов (число производителей, их ожидания, изменение цен на ресурсы, изменение в технологиях, цены на другие товары, налоги и субсидии).



Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к образованию равновесной цены , при которой величины спроса и предложения сбалансированы. Равновесное количество (Q 0), где Qd=Qs.

Если рыночная цена выше равновесной, то образуется избыток товаров. Цена начнет снижаться, а производители будут уменьшать объемы производства.

Если же рыночная цена будет ниже равновесной, то образуется дефицит товаров. Цена начнет повышаться, а производители - наращивать объемы производства.

В этом проявляется уравновешивающая функция цен.

При изменении спроса и предложения (по отдельности или одновременно) будут меняться равновесная цена и количество благ.

Итак, в точке рыночного равновесия цена спроса равна цене предложения. Величина спроса равна величине предложения.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж: прибыль = TR - ТС.

Валовой доход - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях: 1. когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС); 2. когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками: предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара: МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль , необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

Цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);

Цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

Цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

Цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки.

2.Формы прямого волеизъявления населения на местном уровне. Референдум, муниципальные выборы, собрание граждан, конференции граждан, сходы граждан, территориальное общественное самоуправление и др.

Выделяют две группы форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении:

формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обязательных для исполнения решений;

формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив.

К первой группе относятся:

местные референдумы;

муниципальные выборы

сходы граждан в малых муниципальных образованиях.

Местные референдумы. Высшая форма народовластия на муниципальном уровне.

Под референдумом понимается всеобщее голосование граждан для решения важных вопросов, затрагивающих их интересы. Принимают участие граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является добровольным, тайное голосование.

Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна предусматривать наличие однозначного ответа типа «за» или «против», «да» или «нет». Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами государственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и могут быть отменены только другим референдумом. Однако если принятое на референдуме решение по вопросам местного значения противоречит действующему законодательству, оно может быть опротестовано органами прокуратуры и отменено в судебном порядке.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе, инициативе населения, избирательных объединений и по инициативе главы местной администрации.

Порядок проведения местного референдума определяется федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежит официальному опубликованию (в малых муниципальных образованиях - обнародованию).

В практике деятельности муниципальных образований проведение референдумов большая редкость. Причина - трудоемкости и дороговизна этого мероприятия, авторитарные традиции самоуправления властных органов и прежде всего высшего должностного лица, равнодушие к участию в управленческой деятельности со стороны населения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При отсутствии решения представительного органа выборы могут быть назначены муниципальной избирательной комиссией или судом. Для организации и проведения муниципальных выборов и других форм голосования в муниципальном образовании создается избирательная комиссия.

Самая известная и длительно применяемая в России - мажоритарная система выборов в одномандатных избирательных округах. Преимущество ее в том, что избранные по этой системе депутаты наиболее приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, интересы жителей этих округов. В свою очередь, избиратели округа знакомы со своими депутатами, их личностными и политическими качествами. Основной же недостаток- отсутствие у сформированного на ее основе представительного органа местного самоуправления единого проекта развития муниципального образования, так как каждый депутат стремится, в первую очередь, к решению проблем избирателей своего округа.

Пропорциональная избирательная система , основанная на выборе списков избирательных объединений, ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями. Но эта система наиболее приспособлена для решения главной задачи представительного органа - выражения общего интереса избирателей, разработки целостного проекта развития муниципального образования.

В настоящее время применяются смешанные системы , при которых часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной.

Выборы это, пожалуй, единственная явно выраженная форма местного самоуправления. Избирательная активность в ходе местных выборов наиболее высокая, особенно когда речь идет о выборах главы муниципального образования. Существенно ниже избирательная активность в ходе выборов представительных органов.

Голосование населения. В соответствии с № 131-ФЗ голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организация проведения голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом муниципального образования и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (округе) избирателей. Такое положение делает депутата или избранное должностное лицо практически неотзываемым. Условия отзыва не реализуемы.

Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, принявших участие в голосовании. Подобного рода голосования большая редкость.

Сходы граждан. В малых МО (численность не более 100) может не создаваться представительный орган местного самоуправления, а его функции выполняет сход граждан. Сход созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и является правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения схода подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению. Сходы граждан наиболее жизнеспособная форма участия населения в решении местных дел, уходящая своими корнями в далекое прошлое.

Ко второй группе относятся:

участие граждан в опросах по различным проблемам местной жизни;

собрания и конференции (собрания делегатов):

публичные слушания;

правотворческая инициатива граждан;

обращения граждан в органы местного самоуправления;

территориальное общественное самоуправление.

Опросы населения. Опрос проводится на основе репрезентативной выборки, которая должна представлять микромодель взрослого населения муниципального образования.Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Собрания (конференции) граждан . Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. .

Публичные слушания. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Правотворческая инициатива граждан. Жители в лице инициативной группы могут внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Существует несколько видов обращений: предложения. заявления, жалобы.

Предложение - это обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организации, на совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социальнокультурной и других сфер деятельности местного сообщества.

Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу- реализации принадлежащих нм или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу- нарушения их прав или охраняемых законом интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение одного месяца обязаны рассмотреть обращение граждан и дать на него письменный ответ.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения или в населенном пункте, не являющемся муниципальным образованием для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жителей, созданное на основе их добровольного волеизъявления.

В соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий:

Подъезда многоквартирного жилого дома:

Многоквартирного жилого дома;

Группы жилых домов;

Жилого микрорайона:

Сельского населенного пункта, не являющегося поселением;

Иных территорий проживания граждан.

Органы ТОС могут создаваться посредством выборов на собраниях или конференциях жителей соответствующей территории, их компетенция определяется самими гражданами. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. В уставе ТОС устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, основные направления и формы деятельности:

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решении:

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

В отличие от местного самоуправления. ТОС:

Не имеет властных полномочии (общественное самоуправление), хотя и может наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов;

Не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой - нет);

Не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям;

Может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и. соответственно, иметь или не иметь статуса юридического лица.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая организационно-правовая форма позволяет и привлекать средства, и открывать счет в банке. Это дает большие возможности для инициативы населения.

Финансовые ресурсы ТОС могут составлять имущество, переданное в управление ТОС. добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. средства местного бюджета, переданные ТОС для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В собственности ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц. иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения: детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество

Органы ТОС на своей территории могут участвовать в решении широкого круга вопросов местной жизни, могут играть разные роли и выполнять разные функции.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим гражданам, организовывать общественные мероприятия и т. п.

Как посредник между жителями и местной властью ТОС представляет и защищает интересы жителей своей территории.

Как хозяйствующий субъект ТОС может участвовать в содержании и ремонте жилищного фонда, благоустройстве и застройке территории, заниматься торговой и строительной деятельностью, участвовать в коммерческих организациях сдавать в аренду земельные участки, нежилые помещения, рекламные плошали, принадлежащие ТОС и др.

Рынок- это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли – продажи связываются информационными потоками. Возникает рыночная экономика.

Рыночная экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

Неотъемлемым институтом рыночной экономики является частная собственность, обеспечивающая свободу предпринимательства и свободу выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый хозяйствующий субъект сам решает, как использовать имеющиеся у него ресурсы: производить, продавать, выполнять работы или оказывать услуги; что, как и для кого производить; сам приобретает недостающие ресурсы; сам продаёт произведенную продукцию.

Самой широкой свободой обладает потребитель. Именно его желание приобрести тот или иной товар определяет возможность производителей организовать производство этого товара.

Рыночная экономика – это экономика индивидуумов, где главной движущей силой является личный интерес. Именно он определяет, какие действия должен осуществить каждый хозяйствующий субъект, чтобы обеспечить максимум дохода. Предприниматель стремится производить наиболее прибыльные товары; владелец рабочей силы – подороже сдать её в аренду; покупатель – купить больше товаров по более низкой цене и т. д.

1.1. Рыночная структура. Виды рынков

Стремление каждого хозяйствующего субъекта к максимуму дохода неизбежно ведёт к конкуренции.

Конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших

результатов. Конкуренция существует внутри каждой из сторон рыночных отношений.

Конкуренция между производителями – это взаимоотношения по поводу установления цен и объёмов предложения на рынке.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.

В рыночной экономике на рынках различных продуктов, услуг и ресурсов могут существовать различные виды и разновидности конкурентных структур.

Они отличаются друг от друга количеством производителей (продавцов) и количеством потребителей (покупателей), степенью сопоставимости и заменяемости выпускаемой продукции, степенью трудности входа на рынок и выхода из рынка, мобильностью факторов производства, уровнем информированности участников актов купли – продажи о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке, возможностью воздействия на спрос, предложение и цену.

В зависимости от наличия и характера каждого из этих условий можно говорить о совершенной, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция существует в условиях большого количества продавцов и покупателей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и количество производимых продуктов. Это обусловлено тем, что производимая продукция качественно однородна, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к информации о состоянии рынка и равные возможности входа на рынок и выхода из него. На реальном рынке обеспечить такую структуру взаимодействия всех его элементов и всех участников практически невозможно. Поэтому совершенная конкуренция служит скорее теоретическим эталоном, чем реальным фактором. Особенности других конкурентных структур можно вывести из сравнения с этим эталоном.

Несовершенная конкуренция представлена трёмя разновидностями: монополистической и олигополистической конкуренцией среди продавцов и олигопсонической конкуренцией среди покупателей.

Монополистическая конкуренция существует на рынке, где множество продавцов и покупателей. Но продавцы способны предложить покупателю разные варианты товара (по качеству, свойствам, внешнему виду, количеству и качеству сопутствующих услуг). Продавцу для того, чтобы повысить цену, нужно выделиться среди других продавцов.

Олигополистическая конкуренция существует на рынке, где несколько продавцов одного продукта или несколько продавцов различных моделей одного вида продукта. Каждый продавец очень чувствителен к цене и чутко реагирует на действие конкурентов. Победить конкурента можно либо снижением цены, либо предложением большего числа или объёма услуг.

Олигопсоническая конкуренция существует в том случае, если множеству продавцов противостоит несколько покупателей.

Чистая монополия – это вид рыночной структуры, где существуют один продавец однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Монопсония – это вид рыночной структуры, где существует один покупатель однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монополия и монопсония не являются конкурентными структурами.

Конкуренция выступает невидимым регулятором и контролёром экономики. Она стимулирует заинтересованность в снижении затрат, улучшении качества, расширении ассортимента, в перемещении из отрасли в отрасль.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция – это регулирующий механизм. Координирующей и организующей силой рыночной экономики является система рынков и цен.

Цены служат ориентиром, используя который владельцы ресурсов, предприниматели и потребители осуществляют свободный выбор, обеспечивающий личный интерес.

Система рынков и цен учитывает, суммирует и взаимно уравновешивает свободно выбираемые хозяйствующими субъектами решения. В рыночной экономике всё множество производимых продуктов и оказываемых услуг по своему функциональному назначению может быть распределено на три группы:

Конечные продукты и услуги;

Факторы производства;

Соответственно этому система рынков включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

На рынке конечных продуктов и услуг осуществляется купля – продажа продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности населения.

Покупателями на этом рынке выступают домашние хозяйства (семьи) или правительство. Продавцами – организации бизнеса.

Рынок факторов производства включает рынок труда, рынок земли и землепользования и рынок капиталов (средства производства).

Финансовый рынок – это рынок, на котором продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу особого товара – денег. На этом рынке деньги могут передаваться на время в виде ссуд и займов под обязательства или навсегда – под акции. Этот рынок наиболее точно позволяет судить о состоянии экономики.

Рыночная экономика – это экономика сделок с равноправными партнёрами, развитой системой горизонтальных связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру (банки, биржи, страховые фирмы и т. д.), сильное и уважаемое людьми законодательство, регулирующее взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Теоретически рыночная экономика стремится к обеспечению равенства всех людей в реализации своих возможностей. В то же время это экономика, в которой нормой является неравенство богатства и доходов. Богатство, по П. Самуэльсону, это имеющийся денежный запас, а доход есть прирост денег за определённый период времени.

Причина этого неравенства заключается в различиях в способностях, в профессиональной неоднородности, в уровне образования, в продолжительности работы, в неравенстве исходного богатства (полученного по наследству) и т. д.

Свобода выбора и конкуренция, дающие возможность и требующие полного и эффективного использования всех пригодных для производства ресурсов, стимулируют создание новых продуктов, совершенствование технологии производства, изменение структуры поставляемых ресурсов. Это говорит о том, что рыночная экономика обладает способностью адаптироваться к неизбежным изменениям.

Для этого рыночная экономика использует не только внутренне присущие ей механизмы саморегулирования, но внешние регуляторы, находящиеся в руках государства.

Способность к саморегулированию характеризует преимущества рыночной экономики. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена её недостатками.

Остановимся на этом подробнее.

Особенности конкуренции на рынке труда.

Лекция 2. Функционирование рынка труда.

Функционирование рынка труда и поведение всех его участников во многом зависит от характера складывающихся на нем конкуренции.

Конкуренция – борьба между людьми и группами людей за овладение редкими благами (товары, услуги, ресурсы), приобретение которых требует жертв в виде отказа от других благ.

Конкуренция на рынке труда ведется между:

Наемными работниками за рабочее место и должности;

Работодателями за работников (особенно высококвалифицированных);

Работодателями и наемными работниками (профсоюзами за условия найма);

Между государствами за высококвалифицированную рабочую силу.

Рынок труда в каждой стране делится на сегменты не редко почти несвязанные между собой, поэтому существует:

Конкуренция внутри определенного сегмента рынка труда между работниками одного уровня квалификации – внутрифирменная и межфирменная конкуренция;

Внутрифирменная конкуренция между работодателями, предлагающими однородные рабочие места;

Межсегментная конкуренция – предполагает необходимость преодоления межсегментных сегментов (отраслевых и территориальных), причем как для работников, так и работодателей.

На рынке труда, как и на других работниках можно различать конкуренцию ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную.

Ценовая конкуренция – непосредственно связана с уровнем вознаграждения за труд.

Неценовая конкуренция – связана с их нервной продуктивностью, а так же с недавними возможностями передачи работодателями «рыночного сигнала» о своих трудовых качествах и возможностях.

Добросовестная конкуренция происходит в рамках закона и этических норм.

При недобросовестной конкуренции эти нормы нарушаются.

Экономическая теория труда особое внимание уделяет исследованию аспектов функционирования рынка, которые связаны со степенью ограничения конкуренции, т.е. с наличием ими монопольной власти одной из сторон.

Теоретические аспекты функционирования рынка труда:

Столь большое количество продавцов и покупателей труда, что ни кто из них не в состоянии повлиять на его цену, рыночную заработную плату.

Равноценность работника (их квалификация и продуктивность) и рабочих мест.

Самостоятельный и независящий от кого-то давления, чего-либо вмешательства выбор участников трудовых сделок.

Отсутствие барьеров, препятствующих перемещению работников на новые рабочие места

Равный доход всех участников рынка труда к инфляции в сочетании с нулевыми издержками по ее получению.

На конкурентном рынке труда фирма сталкивается с абсолютно эластичным предложением труда. Для рынка в целом линия предложения имеет обычный для нее положение наклон.



Процесс установления, поддержания, восстановления равновесия на рынке труда можно с одной стороны анализировать в рамках традиционных микроэкономических моделей, а с другой стороны особенностей рынка труда и его субъектов требуют более детального рассмотрения процесса и эффектов, которые здесь возникают. Следует отметить, что в краткосрочных и долгосрочных периодах спрос на труд и его предложение имеют разные коэффициент эластичности.

В краткосрочном периоде он ниже, в долгосрочном выше. Соответственно, установление рыночного равновесия и его поддержания при изменившихся условиях требуют надстройки рынка с помощью государственных методов регулирования.

В ответ на изменение спроса и предложения рынок труда отреагирует соответствующими изменениями к заработной плате и занятости. Как быстро могут эти изменения происходить, т.е. как быстро рынок труда в соответствии находить новое равновесное состояние, зависит от гибкости рынка труда.

Гибкость рынка труда зависит от мобильности работников, степени гибкости режимов труда и рабочего времени, от возможности производства связанных с изменением издержек. Рынок труда будет не гибким, если заработная плата и режим рабочего времени жесткие, а мобильность рабочей силы низкая.

Подстройка равновесия на рынке труда может осуществляться по-разному в зависимости от ряда обстоятельств, в частности от того, на сколько способно работники и работодатели договариваться между собой, соблюдая баланс интересов. Если работник может сообщить работодателю о недовольстве работой лишь своим увольнением, то подстройка равновесия на рынке труда называется механизмом выхода.

Восстановление равновесия на рынке труда может происходить иначе: с помощью механизма подстройки «голос». Он основан на том, что работодателем и работники обмениваются информацией и это позволяет работодателю во время реагировать на изменение ситуации, избегая тем самым потерь из за увольнения работников. Таким образом, с помощью механизма «голос» регулируется условия труда, с помощью механизма «выход» уровень труда.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook