Принципы налогообложения налоговый кодекс часть 1. Принципы налогообложения в рф

Принципы налогообложения - базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ к фундаментальным принципам налогообложения относятся:

всеобщность и равенство налогообложения - каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;

принцип недискриминации налогоплательщиков - порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;

экономический приоритет - только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;

презумпция правоты собственника - все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;

принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения - налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.

Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные принципы.

Организационные принципы - положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.

Единство налоговой системы - основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств (ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Равенство правовых статусов субъектов РФ - в основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).

Подвижность (эластичность) - налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Стабильность - налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Множественность налогов - налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов - означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Кодекса). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Гармонизация налогообложения с другими странами - в систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества. (-Россия активно участвует в деятельности международных организаций. С 1996 г. Министерство по налогам и сборам (в настоящее время ФНС) - член Международной налоговой ассоциации. В марте 1998 г. получен статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также ФНС активно сотрудничает с Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР и его рабочими органами через Центр по налоговой политике и администрированию, а также по линии Центра но сотрудничеству со странами - не членами Секретариата ОЭСР. Представители ФНС участвуют в ежегодных Генеральных ассамблеях Внутриевропейской организации налоговых администраций.-)

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей.

Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает: 1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; 2) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ; 3) нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Помимо правовых границ в понятии «законодательство о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:

Общие принципы налогообложения;

Система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

Налоговые органы и участники налоговых отношений;

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

Часть вторая Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса. (-Основные достоинства кодификации налогового законодательства России: а) должное внимание уделено налоговым процедурам и гарантиям их соблюдения, поскольку без процедурных норм любой закон нежизнеспособен; б) однозначно установлено, что подзаконные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах; в) введена презумпция невиновности как одна из гарантий защиты прав налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика; г) налоговые правоотношения отделены от отношений другого рода, т. е. налоговое право не регулирует формы и методы хозяйствования.-)

Основные характеристики налоговой системы

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

1. Экономические характеристики налоговой системы - это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.

В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) - это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле - уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

Налоговый гнет (налоговое бремя) - отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП); в последние годы это отношение находится в пределах 30-34%. Так, по данным Минфина объем налогов по отношению к ВВП составлял: 2000 г. - 33,5%; 2001 г. - 33,9%; 2002 г. - 32,9%. (-В период 2000-2002 гг. наблюдается увеличение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также доли налогов на доходы физических лиц.-) Уровень налогового бремени в 2003 г. оценивался в размере 31%, а после 2004 г. - около 30% и ниже.

На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет. Эта величина в конце1990-х гг. составляла 53-60%. Эффективная ставка налогообложения с 2002 г. оценивается как 40-45%.

- относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).

Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов.

Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей - налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, а в России - на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от 10 до 50%, в США-от 15 до 39,6%.

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли - другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.

Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).

2. Политико-правовые характеристики налоговой системы. Эти характеристики отражают: во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией органов местной власти.

Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемые:

разные налоги - эта форма подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах - местные налоги;

разные ставки - означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет;

разные доходы - для этой формы характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже - двух форм.

Вывод

Налоговые системы стран существенно отличаются друг от друга и на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Каждая экономическая система характеризуется существенными условиями налогообложения. К ним относятся: принципы налоговой политики и налогообложения; система налогового законодательства; порядок установления и ввода в действие налогов; порядок распределения налогов по бюджетам; виды налогов; права и ответственность участников налоговых отношений; порядок и условия налогового производства; формы и методы налогового контроля; система налоговых органов.

Базовые идеи и положения, заложенные в Налоговый кодекс РФ, представляют собой как фундаментальные принципы налогообложения, так и организационные начала для построения и развития налоговой системы. К первым из них относятся принципы всеобщности и равенства налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, экономического приоритета, презумпции правоты собственника, ясности и доступности понимания порядка налогообложения. В качестве организационных выступают принципы единства налоговой системы, равенства правовых статусов субъектов РФ, подвижности (эластичности), стабильности, множественности налогов, их исчерпывающего перечня, а также гармонизации налогообложения с другими странами.

Совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, представляет собой систему национального законодательства. Эта система охватывает Конституцию РФ, Налоговый кодекс, указы Президента, постановления Правительства, акты налоговых органов и Минфина России, письма, указания и разъяснения ФНС, постановления Конституционного суда, международно-правовые договоры.

Установлен определенный порядок принятия и введения в действие законов о налогах и сборах. Его можно рассматривать по трем аспектам: во времени, в пространстве, по кругу лиц. Законы, вводящие новые налоги, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В России законы о налогах носят постоянный характер, действуют независимо от того, утвержден ли бюджет на соответствующий год.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений. Основную часть доходов различных бюджетов составляют налоги.

Существенным условием налогообложения является порядок распределения налогов по бюджетам, и от решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависят стабильность и управляемость в экономике страны. Начиная с 2002 г. продолжается перераспределение налоговых поступлений в пользу регионов.

Налоговую систему характеризуют экономические показатели и факторы политико-правового характера. Первые из них раскрываются через различные показатели и соотношения, вторые отражают пропорции в распределении хозяйственных функций между центром и местными органами власти, а также роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней.

Развитие экономики во многом зависит от уровня налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузки, которая возможна в условиях действующего налогового законодательства. Для этого обычно оценивается отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, т. е. рассчитывается показатель налогового гнета (налогового бремени). Однако в настоящее время отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя.

На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП); последние годы это отношение составляет около 30%. На макроуровне также определяются соотношения прямых и косвенных налогов, налоговых поступлений от внутренней и внешней торговли.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта - относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время различие расчетов проявляется не только в определении показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).

Система налогообложения – это неотъемлемый элемент экономики любого современного развитого государства, обеспечивающий стабильность ее функционирования.

Чтобы эта система работала правильно, она должна быть построена в соответствии с определенными правилами – основными принципами налогообложения.

Налогообложение в Российской Федерации

Принципы, которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе. Стоит рассмотреть более подробно, как именно должны взиматься налоги в стране, и как обеспечивается соблюдение интересов граждан при этом.

Регулирование налоговой системы и отношения между ее участниками происходят при помощи главного документа этой сферы – Налогового кодекса РФ . В нем прописаны как общие требования и правила взимания налогов, так и более конкретизированные – по каждому из них.

Налоговая система России, по примеру большинства развитых стран, характеризуется большим количеством налогов, целью которых является воздействие на экономических субъектов и пополнение бюджета страны. Она состоит из трех звеньев:

  • налоги государственного уровня;
  • налоги, которые закреплены за отдельными регионами;
  • местные налоги.

Законодательно определены и установлены перечни налогов для каждого звена – это дополнительная гарантия налогоплательщику в том, что его не заставят платить какие-то дополнительные сборы.

Плательщиками могут являться как обычные граждане страны – при получении ими дохода или совершении определенных сделок, так и индивидуальные предприниматели и компании.

Последние имеют право выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и отчислять все налоги в соответствии с ней.

Системы налогообложения малого бизнеса согласно Налоговому Кодексу России

Общая налоговая система РФ согласно НК делится на несколько видов и построена таким образом, что предприниматель может выбирать сам, по какой из них он хочет работать.

При приеме иностранца на работу необходимо ФМС. Ведь содержать в штате сотрудника без официального разрешения на работу – достаточно рисковая затея. Она грозит в лучшем случае штрафом вашему юридическому лицу.

Конечно, для перехода на каждую из систем есть свои ограничения и условия – некоторые из них доступны лишь для установленного перечня видов деятельности.

Видео: что относится к системе налогообложения – общие правовые и экономические аспекты

Основные системы рассмотрены экспертом:

Стоит рассмотреть каждую из систем более подробно:

Общая по НК РФ

Самая первая, на которой начинает работать каждое вновь созданное предприятие или ИП. Условия данной системы автоматически присваиваются при регистрации (если сразу не было заявления о постановке на другую систему), но в дальнейшем могут быть изменены;

Это самая сложная и неудобная система для представителей малого бизнеса, поскольку приходится платить много разных налогов и готовить большой пакет отчетной документации.

Патентная

Доступна лишь для ИП и для ограниченного перечня видов деятельности. Суть системы в том, что предприниматель получает патент, работает на его основании и выплачивает фиксированные взносы. Данный документ действует лишь на той территории, на которой был оформлен, и список видов деятельности для него не особенно широк.

Наиболее удобный и распространенный вариант, которым пользуются практически все представители сферы малого бизнеса. Большое количество налогов, которые есть на общей системе, заменяется одним (процент от суммы прибыли или величины полученного дохода). Отчетность также упрощена – декларацию по этому налогу нужно сдавать всего один раз в год .

ЕНВД

Налог оплачивается не на основании полученных результатов деятельности, а от вмененной суммы дохода. Конкретная величина суммы зависит от региона , на территории которого эта система действует (в каждом установлен свой коэффициент).

Перейти на ЕНВД могут лишь те предприниматели, которые занимаются установленной для этого деятельностью (перечень содержится в Налоговом кодексе).

ЕСХН

Данная система доступна только для предприятий сельскохозяйственной сферы (минимум 70% всей деятельности должно быть связано с этой сферой). Она заменяет налоги общей системы – вместо этого выплачивается один налог. Эта система не очень распространена в малом бизнесе, поскольку сельскохозяйственные предприятия в основном всегда крупные.

Для представителей малого бизнеса самой удобной является упрощенная система или же ЕНВД, поскольку в этом случае оплачивается меньшее количество налогов. Как следствие, предприниматель будет сдавать и меньший объем отчетности в налоговые органы .

Основные принципы

Хотя этим принципам уже больше 200 лет, большинство мировых налоговых систем построены именно в соответствии с ними. Что касается российских принципов, то они перечислены в Налоговом кодексе и также частично совпадают с принципами Смита. Выделяются такие принципы:

  1. Установленные налоги сборы должны выплачивать все лица – никто не освобожден от данного обязательства . При установлении суммы должны учитываться такие факторы, как платежеспособность и финансовое положение плательщика.
  2. Если какие-то сборы или взносы обладают признаками налога, но не установлены в качестве него Налоговым кодексом, ни один гражданин или экономический субъект не обязан их выплачивать.
  3. Налоговые ставки или льготы не могут устанавливаться в разной величине в зависимости от таких критериев, как гражданство физического лица или форма собственности юридического лица.
  4. Дискриминация при налогообложении недопустима : ни к кому не могут применяться особенные налоги и сборы за расовую, национальную, социальную или религиозную принадлежность.
  5. Все установленные налоги и сборы должны быть четко экономически обоснованы – не допускается их установление в произвольном порядке. Каждый налог имеет свое значение и свои цели, для которых он взимается.
  6. Если в законодательных документах или актах есть какие-то неточности, неясные моменты или противоречия, которые разрешить невозможно, то все они должны толковаться в пользу налогоплательщика .
  7. Запрещено устанавливать налоги таким образом, чтобы они препятствовали осуществлению законной деятельности предпринимателя (например, были препятствием для перемещения товаров или денежных средств).
  8. Все установленные сборы и налоги должны обладать четкими элементами налогообложения. Неотъемлемое право каждого налогоплательщика – знать, что именно он должен выплачивать, в какой срок, в какой величине и что является для этого основанием.
  9. Взимание налогов и сборов должно быть экономным и эффективным. Данный принцип означает, что расходы на эту процедуру должны быть меньше, чем сумма получаемых поступлений.
  10. Процедура взимания налогов должна быть легкой и удобной для плательщика – он не должен испытывать никаких неудобств относительно времени и места их уплаты.

Выполнение всех принципов одновременно не всегда возможно – это скорее идеальная система, к которой нужно стремиться, чем реальная практика работы налоговой системы. Взимание различных налогов с разных групп налогоплательщиков имеет свои особенности, что приводит к противоречиям некоторых принципов и их частичному несоблюдению.

Задачи

Принципы налогообложения – это те правила, в соответствии с которыми происходит начисление налогов и их взимание со всех установленных плательщиков. Их возникновение пришлось на конец 18 века, и в течение последующих лет они дополнялись новыми важными положениями.

Целью принципов является соблюдение при налогообложении интересов обеих сторон дела : государства и налогоплательщика. Они устанавливают, что, с одной стороны, каждый гражданин должен платить налоги, но с другой, что эти налоги должны взиматься только в законном порядке. Еще одна задача принципов – это обеспечение законности взимания налогов, соблюдение конституционных положений и прав каждого гражданина.

Налоговые принципы являются продолжением и более полным дополнением общих принципов Конституции – они конкретно и подробно раскрывают их смысл именно в налоговой сфере.

При нарушении принципов налогообложения, можно говорить и о нарушении основных конституционных положений.

Актуальность

Основой современных принципов налогообложения являются классические, которые были выделены в прошлых и позапрошлых веках классиками экономической науки. Они не теряют своей актуальности и по сей день используются в налогообложении многих стран – вместе с дополнительными, более современными принципами.

Соблюдение принципов необходимо, поскольку так определяется порядок взимания налогов, обеспечивается законность этой процедуры. Они показывают, насколько развита налоговая система государства и в каком направлении нужно двигаться дальше, чтобы достичь лучшего результата.

Налоговая сфера является одной из основ построения эффективной экономики страны, поскольку налоговые поступления формируют тот денежный фонд, при помощи которого будет функционировать государство.

Чтобы налоги и сборы взимались с соблюдением всех конституционных прав, они должны учитывать основные принципы налогообложения. Основная цель принципов – гарантировать соблюдение прав всех граждан и предприятий, а также реализовать их обязанность платить налоги в бюджет государства.

П. 3 ст. 3 НК РФ закрепляет один из принципов налогового права — так называемый принцип соразмерности налогообложения. В настоящем материале мы постараемся ответить на вопросы, возникающие при применении этого принципа на практике.

Что такое принципы налогового права?

Принципы налогового права и принципы налогообложения — вопросы теории науки налогового права. Первые определяют как основные исходные положения данной правовой отрасли, ее базовые идеи, вторые — как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.

С практической точки зрения общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ (постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П).

Какие принципы налогообложения закреплены в НК РФ?

Принципам налогообложения посвящена ст. 3 НК РФ. Она именует их основными началами законодательства о налогах, сборах и страховых взносах. Они следующие:

  1. Принцип законности налогообложения (пп. 1 и 5 ст. 3 НК РФ) означает, что мы платим только те налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Если платеж обладает признаками налога, но в кодексе не предусмотрен, либо если нарушен порядок его установления, его взимание незаконно.
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 2 ст. 3 НК РФ) сводится к недопущению любой дискриминации, в том числе по социальным, расовым, национальным, религиозным и иных подобным критериям, а также в зависимости от формы собственности, гражданства физлиц или места происхождения капитала.
  3. Принцип соразмерности налогообложения (пп. 1 и 3 ст. 3 НК РФ), прежде всего, требует учета способности налогоплательщика к уплате налога (сбора, взноса), кроме того, закрепляет необходимость экономического основания налоговых платежей и недопустимость их произвольного установления, а также запрет на установление налогов, сборов и взносов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Принцип единства налоговой системы РФ (п. 4 ст. 3 НК РФ): не допускается устанавливать налоги, сборы и взносы, нарушающие единое экономическое пространство нашей страны, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение по ней денег или товаров (работ, услуг).
  5. Принцип определенности налогообложения (пп. 6 и 7 ст. 3 НК РФ): при установлении налоговых платежей должны быть определены все элементы налогообложения. Налоговый закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, взносы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу плательщика.

В чем суть принципа соразмерности, установленного в п. 3 ст. 3 НК РФ?

В теории принцип соразмерности разбивается на 3 подпринципа:

1. Пропорциональности налогообложения: при установлении налогового платежа учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В качестве классического примера учета способности к уплате налога можно привести ЕНВД, размер которого определяется с учетом вида бизнеса, а также может корректироваться в зависимости от условий деятельности.

2. Обоснованности налогообложения: налоги, сборы, взносы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Общий смысл состоит в том, что ни один налоговый платеж не берется с потолка. Для каждого налога характерен свой объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает только при наличии такого объекта.

3. Допустимости налогообложения: недопустимы налоги, сборы, взносы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Налоги — это всегда определенное бремя, в том числе некоторое ограничение конституционно закрепленного права собственности. Данный принцип означает запрет на установление чрезмерного налогообложения, требует соразмерности налогов целям государства. Кроме того, его следует учитывать при применении мер налоговой ответственности. Размер налоговых санкций должен отвечать вытекающим из Конституции и ст. 3 НК РФ требованиям о справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (постановление президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11019/09).

У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости , заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности , который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства , в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности , согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.

Принцип налогообложения основополагающее, базовое положение, лежащее в базе налоговой системы государства . Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктринои̌. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др.
Размещено на реф.рф
Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ ʼʼОсновные начала законодательства о налогах и сборахʼʼ ˸

1. Принцип законности налогообложения . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы исходя из формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип соразмерности налогообложения . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Принцип единства налоговой системы России . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

На современном этапе принципы налогообложения– это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяются два уровня (вида) принципов налогообложения:

Первый уровень – экономические принципы налогообложения. Они формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются при построении конкретных налоговых систем различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права.

Экономисты в своих работах относят, как правило, к ним следующие принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий.

Второй уровень – юридические принципыналогообложения. Они формулируются в процессе развития юридической науки (прежде всего науки налогового права), затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права. При таком подходе не учитываются следующие обстоятельства.

Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права. Они представляют собой экономические гипотезы, закрепленные в законодательстве как юридические принципы налогообложения.

Следовательно, в конкретной налоговой системе будут реализованы (или, по К. Марксу, «будут существовать») только те экономические принципы налогообложения, которые закреплены в регулирующих эту налоговую систему правовых нормах. Тогда экономические принципы налогообложения становятся юридическими (и одновременно принципами налогового права). Соответственно экономические принципы налогообложения, не закрепленные в налогово-правовых нормах, в конкретной налоговой системе не применяются (а значит, отсутствуют). Не воспринятые налоговым правом экономические гипотезы отмирают.

Таким образом, налогообложению присущи только юридические принципы (т.е. экономические гипотезы, воспринятые налоговым правом), ибо только они реально определяют порядок осуществления налогообложения и содержание налоговых правоотношений.

Основными принципами налогообложения на современном этапе являются:

Законность налогообложения;

Всеобщность и равенство налогообложения;

Справедливость налогообложения;

Взимание налогов в публичных целях;

Установление налогов и сборов в должной правовой процедуре;

Экономическое основание налогов (сборов);

Презумпция толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

Определенность налоговой обязанности;

Единство экономического пространства России и единство

налоговой политики;

Единство системы налогов и сборов.

Таблица 9

Законность

Общеправовой, опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35, но ограничением законным, т.е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3)

Всеобщность

Конституционный, закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 8 устанавливает, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах

Равенство

Исходит из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Конституционные положения этого принципа развиваются в ч. 1 п. 2
ст. 3 НК: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или непринадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или непринадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками. В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане России, иностранных государств, лица без гражданства, с двойным гражданством) или места происхождения капитала. Исключение из этого принципа направлено на защиту публичных и экономических интересов общества (и государства) и содержится в ч. 3 п. 2 ст. 3 НК: при ввозе товара в Россию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара

Справедливость

Первоначально сформулирован в постановлении Конституционного суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности.

Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и соборов (п. 5).

Впоследствии этот принцип нашел свое закрепление в НК, правда, в несколько преломленном виде (без упоминания о справедливом распре-делении собранных налогов): при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости (п. 1 ст. 3), т.е. налоги должны быть справедливыми. При этом справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика – по его возможностям»

Взимание налогов в публичных целях

Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира (в США – в конституциях большинства штатов).

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц – налогоплательщиков и всего общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»)

Установление налогов и сборов в должностной правовой процедуре

Закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (иное установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а в ряде государств – специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ

Экономическое основание налогов (сборов)

Налоги и сборы должны не только не быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и обязательно иметь экономическое основание (не быть произвольными). В соответствии с НК «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3)

Определенность налоговой обязанности

Закреплен в НК: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3)

Презумпция толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах

Закреплен в НК: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3)

Единство экономического пространства и единство налоговой политики

Конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ГК и п. 4 ст. 3 НК. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств

Единство системы налогов и сборов

Его правовое значение необходимости существования продиктовано задачей унификации налоговых изъятий собственности. Как указанно в постановлении Конституционного суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в
ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства – с другой (абз. 4 п. 4). Перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер

  • Отчетность организации
    • ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    • Литература
    • Сущность и содержание бухгалтерской процедуры
    • Документирование (первичные документы, бухгалтерские регистры)
    • Журнал хозяйственных операций и оборотная ведомость по счетам
    • Формы бухгалтерского учета
    • Виды отчетности и предъявляемые к ней требования
    • Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Ответственность за непредставление отчетности
    • Подготовка к составлению отчетности
    • Проведение инвентаризации ТМЦ, ОС и НМА
    • Инвентаризация финансовых вложений
    • Проведение инвентаризации расчетов
    • Инвентаризация расходов будущих периодов
    • Инвентаризация денежных средств
    • Порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет и отчетность
    • Закрытие счетов и выявление финансового результата организации
    • Бухгалтерский баланс (форма № 1): актив и пассив баланса
    • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
    • Отчет о движении капитала (форма № 3)
    • Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
    • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
    • Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
    • Аудиторское заключение
    • Основные принципы налогообложения в Российской Федерации
    • Понятие налоговой отчетности
    • Определение и задачи налогового учета
    • Принципы налогового учета
    • Различия в нормативном регулировании и методологии бухгалтерского и налогового учета
    • Сравнительная характеристика правил оценки имущества в бухгалтерском и налоговом учете
    • Модели налогового учета
    • Регистры налогового учета
    • Основные элементы учетной политики организации для целей налогообложения
    • Порядок оформления учетной политики для целей налогообложения
    • Учет операций по реализации амортизируемого имущества
    • Учет операций по реализации покупных товаров
    • Учет операций по уступке (переуступке) права требования
    • Учет доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
    • Учет доходов и расходов обслуживающих производств и хозяйств
    • Учет операций с ценными бумагами
    • Особенности налогового учета операций с государственными и муниципальными ценными бумагами
    • Классификация доходов. Порядок признания доходов для целей налогообложения
Понравилось? Лайкни нас на Facebook