Приоритетный национальный проект "образование". Минпросвещения россии Видео о национальном проекте «Образование»

  • · Талантливая молодёжь
  • · Федеральные университеты
  • · Бизнес-школы мирового уровня
  • · Школьное питание
  • · Образование военнослужащих-контрактников
  • Направления, реализованные в рамках приоритет ного национального проекта "Образование"

    • · Мо ниторинг реализации направлений
    • · Символика ПНПО

    5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

    Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

    Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы , способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство : принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов , учреждений начального и среднего профессионального образования , а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование , а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников.

    Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

    Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".

    «Информационная карта» российского образования

    В 2016 году исполнилось десять лет с начала реализации в России приоритетного национального проекта «Образование». Тогда же - с создания первых федеральных университетов - началась и «закладка новой архитектуры» российской высшей школы. Как изменилось отечественное образование за эти годы, какие важнейшие решения были приняты и какие цели ставятся на будущее - об этом наш краткий обзор, приуроченный к юбилейному году.

    Ключевые преобразования: краткий ретроспективный обзор

    Как известно, 2005-2014 годы были объявлены Организацией Объединенных Наций «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития». Глобальная цель данной инициативы - достижение такого уровня образования, при котором оно могло бы ответить на серьезнейшие вызовы наступившего столетия.

    Итак, новое содержание, новое качество, новый уровень сотрудничества и кооперации - вот характеристики образования XXI века.

    Правительства многих стран инициировали процессы реформирования своих национальных систем образования. Россия не стала исключением: происходят и у нас. Ретроспективно перечислим лишь некоторые важнейшие события, ставшие ключевыми для изменения российского образования.

    ​ФАКТ

    • Российская Федерация сегодня:
    • занимает 9-е место среди 223 стран по численности населения (146 млн. человек);
    • входит в группу стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития (Human Development Index)(50-е место среди 188 стран);
    • входит в группу стран с максимальными значениями совокупной доли учащихся в возрасте 5-18 лет (98,7% - в 2012 году, 99,4% - планируемый уровень в 2020 году);
    • занимает 43-е место среди 128 стран в рейтинге Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index). По сравнению с 2012 годом, страна улучшила свои позиции в данном рейтинге на 8 пунктов;
    • по оценке экспертов, на положительную динамику России в рейтинге Global Innovation Index существенно повлияли ее традиционно высокие позиции по ряду показателей-субиндексов, характеризующих качество человеческого капитала, а именно: «Образование» (27-е место среди 128 стран), «Высшее образование» (23-е место), «Научные исследования и разработки» (25-е место), «Создание знаний» (21-е место).

    2003 год - официальное присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу. Цель - включение и участие России в процессах создания и гармонизации единого европейского образовательного пространства. В результате:

    • высшая школа РФ перешла на уровневую систему подготовки кадров - бакалавриат/магистратура (обучение по некоторым направлениям - в частности, по инженерии и медицине - длится пять лет, и поэтому выделено в отдельный уровень - «специалитет»);
    • введена система зачетных единиц (ECTS);
    • по окончанию обучения выдается приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимому с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
    • создана система признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах - участниках Болонской декларации;
    • разработаны и действуют сопоставимые методологии и критерии оценки качества образования, что позволяет проводить общественно-профессиональную экспертизу качества российских образовательных программ на международном уровне;
    • к 2020 году доля высших учебных заведений, где будут реализованы все основные требования Болонского процесса, достигнет 100%; этот итоговый индикатор реализации Болонского процесса в России установлен Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы.

    2006 год - в России стартует приоритетный национальный проект «Образование». Цель - комплексная модернизация всех уровней образования для достижения нового качества, отвечающего современным запросам общества. В результате:

    • обновлена материально-технологическая база образовательных организаций;
    • на конкурсной основе определены и поддержаны государственным финансированием лучшие программы развития образовательных организаций;
    • разработан и апробирован механизм выделения и государственной поддержки вузов-лидеров (федеральные университеты);
    • опыт, наработанный организациями-лидерами образования, внедряется в массовую практику образовательной деятельности;
    • государство за два года реализации проекта (2006-2008) получило уникальный управленческий опыт, который лег в основу современной национальной политики в области образования.

    ​ФАКТ

    • Национальный проект «Образование», первые итоги:
    • 57 вузов, 9 тыс. школ, 340 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования получили государственное финансирование на реализацию своих программ инновационного развития;
    • 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи поощрены денежными грантами;
    • свыше 800 тыс. школьных педагогов включены в систему дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство;
    • около 55 тыс. комплектов нового учебного оборудования, почти 10 тыс. школьных автобусов поставлены в образовательные организации России.

    2008 год - начало поэтапного внедрения нового поколения Федеральных государственных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе. Цель - адаптация содержания образования современным запросам личности, экономики, общества и государства. Благодаря «рамочному» характеру стандартов нового поколения образовательные организации получили большую самостоятельность для формирования содержания образовательного контента. Например, при разработке программ бакалавриата сегодня вуз имеет право самостоятельно определять до 50% набора учебных дисциплин (модулей), а программ магистратуры - до 70%. В результате:

    • образовательные организации обрели инструмент быстрого и гибкого реагирования на динамично меняющиеся требования современной экономики и общества;
    • работодатели получили возможность непосредственного участия в составлении учебных планов и программ (сегодня педагогическое сообщество и объединения работодателей ведут очень активную совместную работу по разработке и сопряжению профессиональных и образовательных стандартов, координатором этого является созданный в 2014 году Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям - http://nspkrf.ru/news-nspk.html, на который возложено в том числе «содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций»);
    • введение ФГОС нового поколения вкупе с другими мерами обеспечивает достижение новых образовательных результатов, преемственность уровней образования, практическую реализацию требований Болонского процесса, в том числе формирование модели «образование в течение всей жизни» (life long learning, LLL).

    ​ЦЕЛЬ

    К 2020 году Россия намерена войти в число 15 лучших стран по итогам Programme for International Student Assessment (PISA), а также достигнуть «пятерки» лучших стран по итогам Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Среди основных факторов прогресса качества школьного образования - создание к 2020 году современных условий обучения в 100% общеобразовательных организаций России.

    2012 год - принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель - установление правового поля, адекватного современным практикам и стратегиям развития национальной системы образования. В результате:

    • еще раз подтверждено конституционное право каждого гражданина РФ на образование;
    • государством гарантированы общедоступность и бесплатность общего образования и среднего профессионального образования, а также возможность получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
    • впервые законодательно закреплено право граждан на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение;
    • заявлено о заинтересованности Российской Федерации в расширении международного сотрудничества в области образования, в том числе через развитие академической и студенческой мобильности, реализацию совместных образовательных программ, проведение совместной научной деятельности и прочее;
    • ликвидировано избыточное дробление образовательных организаций по видам, начато формирование новой структуры высшей школы;
    • ведущим российским университетам дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
    • с учетом Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования уточнена система уровней образования в Российской Федерации.

    Уровни образования в Российской Федерации:

    1. дошкольное образование (ISCED 0);
    2. начальное общее образование (ISCED 1);
    3. основное общее образование (ISCED 2);
    4. среднее общее образование (ISCED 3);
    5. среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих и служащих (ISCED 4)/подготовка специалистов среднего звена (ISCED 5);
    6. высшее образование: бакалавриат (ISCED 6);
    7. высшее образование: магистратура или пятилетняя подготовка специалиста (ISCED 7);
    8. высшее образование: подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка (ISCED 8).

    Траектория изменений: некоторые примеры

    Одна из ключевых целей начатых преобразований - . Удается ли ее достичь? Безусловно, да. Приведем некоторые примеры позитивного развития школьного и профессионального довузовского образования.

    Так, согласно результатам тестирований в рамках международной программы по оценке образовательных достижений школьников PISA (Programme for International Student Assessment), которые были проведены в 2015 году в 70 странах, Россия по всем позициям показала положительную динамику. В частности, по направлению «Естественнонаучная грамотность» страна переместилась с 37-го места в 2012 году на 32-е в 2015 году.

    Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше*
    (в расчете на 1000 человек населения соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования)

    Имеют образование: 1 - высшее; 2 - неполное высшее профессиональное; 3 - среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена; 4 - среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 5 - среднее общее; 6 - основное общее; 7 - начальное общее; 8 - не имеют начального общего образования.

    * По данным всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. Источник. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.

    По направлению «Навыки чтения и понимание текста» Россия в 2015 году заняла 26-е место, что лучше предыдущего результата в 2012 году сразу на 16 позиций.

    По направлению «Математическая грамотность» российские школьники также достигли значительного прогресса: в 2015 году Россия заняла по этому направлению 23-е место, также улучшив результат 2012 года на 11 позиций.

    Следующий пример иллюстрирует развитие и достижения системы профессионального образования Российской Федерации. Так, в конце 2012 года Россия присоединилась к международному некоммерческому движению (WSI), которое на сегодняшний день объединяет 75 стран мира. В 2014 году национальная сборная России впервые выступила на Европейском чемпионате рабочих профессий EuroSkills и завоевала 11-е место. И уже спустя всего два года, на чемпионате EuroSkills-2016 российская сборная стала лидером, заняв 1-е общекомандное место среди 28 европейских стран. Аналогичную положительную динамику сборная WorldSkills Russia показала на мировых чемпионатах WorldSkills Championship.

    ​СОБЫТИЕ

    В 2015 году Генеральной ассамблеей движения WSI принято решение о проведении мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Championship-2019 в России, в городе Казани. По итогам проведения чемпионата будет сформировано его Наследие - кейсы лучших российских и мировых практик выполнения профессиональных действий и подготовки рабочих кадров. Транслятором кейсов в систему профессионального образования станет Асаdemia WorldSkills Russia .

    Такие успехи не являются случайностью. Дело в том, что в России началась активная модернизация подготовки профессиональных и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами WorldSkills (WS). Эта задача заявлена как одно из важнейших направлений государственной стратегии в сфере среднего профессионального образования. В частности, в рамках данной стратегии:

    • к настоящему моменту на федеральном уровне сформирован список тор-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, подготовка по которым будет проводиться в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями (в список вошли, например, такие профессии, как операторы беспилотных летательных аппаратов, мехатроники и мобильные робототехники);
    • с 2017 года к государственной итоговой аттестации учащихся профессиональных образовательных организаций добавится формат «демонстрационного экзамена» по стандартам WorldSkills по 41 компетенции; все сдавшие демонстрационный экзамен вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получат документ о квалификации, признаваемый предприятиями, которые работают в соответствии со стандартами WS;
    • с 2018 года в российских регионах начнут действовать специализированные центры компетенций, по стандартам WS (к 2020 году предполагается создать 175 таких центров);
    • с 2020 года не менее 40% выпускников по профессиям, входящим в тор-50, должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WS.

    Высшая школа России: новая «архитектура»

    Постановка стратегической цели по достижению нового уровня качества российского образования, которое соответствовало бы запросам и вызовам ХХI века, в полной мере касается и высшей школы России. В этой сфере государством за прошедшее десятилетие (начиная с 2006 года) был предпринят ряд масштабных изменений самой структуры высшей школы. Ядро этих изменений - формирование современной эффективной сети российских вузов-лидеров, которые призваны стать своеобразными «локомотивами» для достижения поставленной стратегической цели.

    На сегодняшний день такая сеть в целом сформирована и первоначально включала 41 вуз. А именно: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и еще 2 старейших университета страны - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет - получили особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов» общенационального значения. В 2010 году все эти вузы объединились в Ассоциацию ведущих университетов.

    ​ЦЕЛЬ

    К 2020 году планируется сформировать новую модель высококонкурентной национальной системы профессионального образования, отвечающей потребностям современной экономики. В результате передовые высокотехнологичные отрасли станут получать ежегодно не менее 50 тыс. выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, ведущих подготовку в соответствии со стандартами WS.

    С 2016 года эта сеть вузов-лидеров пополнилась еще 11 университетами, получившими на конкурсной основе статус «опорных». В 2017 году проводится второй этап конкурса на присвоение статуса «опорного университета». По данным Министерства образования и науки РФ, опорными станут еще 19 российских университетов.

    Отметим, что территориально большинство ведущих университетов располагается в крупнейших российских городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и другие (см. карту-иллюстрацию).

    Кратко охарактеризуем обозначенные категории вузов.

    Федеральные университеты . Название «федеральный» в данном случае обусловлено миссией и местоположением подобных университетов. Так, в России созданы макрорегионы, получившие название «федеральные округа». Соответственно, стратегической миссией федеральных университетов (ФУ) является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала этих территорий - обеспечение их социально-экономического и технологического прогресса передовыми интеллектуальными, научными и образовательными возможностями, решениями и практическими кейсами. Эти решения и практики должны вырабатываться на основе тесной интеграции образования, науки и работодателей, представляющих основные отрасли макрорегиона. Стать таким инновационным институциональным интегратором - ключевая стратегическая задача, поставленная перед федеральными университетами.

    За десять лет, с 2006 по 2016 годы, в России созданы 10 федеральных университетов. Деятельность каждого федерального университета строится на основе индивидуальных долгосрочных программ развития, в которых указаны конкретные целевые индикаторы по основным направлениям работы вуза: образовательному, научно-исследовательскому, международному (экспорт российского образования и интеграция в международное научно-образовательное пространство). Важно, что эти индикаторы взаимоувязаны со стратегическими показателями социально-экономических программ развития макрорегионов. Кроме того, программа развития каждого федерального университета разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем ключевых технологий.

    ​ФАКТ

    С 2006 по 2014 годы объем научных разработок в университетах, получивших статус федеральных, увеличился в 6 раз.

    Национальные исследовательские университеты. Проект по формированию в России целого пула национальных исследовательских университетов (НИУ) стартовал в 2008 году. Вуз, претендовавший на включение в эту категорию (и соответствующую бюджетную финансовую поддержку), как и в случае с федеральными университетами, должен был разработать стратегическую программу своего развития (на десять лет) и защитить ее на открытом конкурсе, организатором которого являлось Министерство образования и науки РФ. Отбор НИУ осуществлялся на основе анализа современного состояния и предыдущей динамики развития конкурсанта за предыдущие годы. Анализ проводился по таким критериям, как кадровый потенциал претендента, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, а также качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной на конкурс программы развития. Несмотря на жесткие требования отбора, заявки на включение в конкурсную процедуру подал практически каждый третий российский государственный университет. По итогам двух серий конкурса (проведенных в течение двух лет) к маю 2010 года российская сеть национальных исследовательских университетов была окончательно сформирована.

    На сегодня этот статус имеют 29 образовательных организаций. Миссия НИУ во многом пересекается со стратегическими целями и задачами федеральных университетов. Но если в их деятельности особый акцент делается на научно-образовательном и кадровом обеспечении инновационного развития российских макрорегионов, то национальным исследовательским университетам отводится особая роль в развитии сферы наукоемких технологий мирового уровня, в генерации новых знаний, а также в подготовке нового поколения российских исследователей, ученых, преподавателей высшей школы. В соответствии с этой миссией каждый НИУ взял на себя программные обязательства по развитию соответствующих его профилю приоритетных направлений развития (ПНР). Общий перечень ПНР (всего 106 направлений) составлен с учетом главных задач инновационного и технологического развития Российской Федерации.

    ​ФАКТ

    Из общей численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях России, более четверти трудится в 29 национальных исследовательских университетах.

    Опорные университеты. Еще одним важнейшим элементом новой современной архитектуры российской высшей школы призвана стать категория вузов, получивших название «опорные университеты». Цель создания и главная миссия опорных университетов - кадровое, научное и образовательное обеспечение социально-экономического развития российских регионов, в том числе через создание тесной кооперации с региональными предприятиями и бизнесом, ориентирование на региональную исследовательскую повестку, генерирование вокруг себя ключевых позитивных «агентов изменений» в регионе. Еще один важный эффект создания опорных региональных вузов - снижение оттока лучших выпускников школ из регионов в крупные федеральные центры. Отбор в эту категорию университетов также проводится на конкурсной основе, победители определяются по итогам экспертизы представленных проектов программ развития сроком на пять лет. Помимо разработки программы развития, к вузу-конкурсанту предъявляется еще одно обязательное требование: он должен пройти процедуру реорганизации путем добровольного объединения с несколькими государственными университетами, расположенными в том же муниципалитете. Такая трансформация, по идее организаторов проекта, приведет к необходимому объединению всех ресурсов этих вузов, что позволит в дальнейшем значительно повысить эффективность всех сторон деятельности и, как следствие, качество образования во вновь образованном университете. По крайней мере, подобные ожидания четко зафиксированы в требованиях государства к новой категории университетов. Так, по итогам пятилетней программы развития опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей, в числе которых количество студентов очной формы обучения - не менее 10 тыс., доходы вуза из всех источников - не менее 2 млрд. рублей в год, количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы, - минимум 20, удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре - не менее 20% от общего числа обучающихся; объем научных исследований - не менее 150 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника, число индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus публикаций - соответственно не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год.

    ​ЦЕЛЬ

    • К 2022 году в опорных университетах прогнозируется:
    • объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника - выше в 2 раза, чем в среднем по системе высшей школы;
    • объем публикационной активности - выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшей школы.

    В 2016 году состоялся первый раунд конкурса. Статус «опорного университета» получили 11 образовательных организаций.

    В 2017 году организатор конкурса, Министерство образования и науки РФ, проведет второй раунд - будут выбраны еще 19 опорных университетов. И в 2018 году планируется проведение третьего раунда конкурса.

    Правительство Москвы
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ПРИКАЗ

    О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве


    Документ с изменениями, внесенными:
    .
    ____________________________________________________________________


    В соответствии с и в целях организации проведения в городе Москве конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - Конкурс)

    приказываю:

    1. Утвердить регламент проведения Конкурса (приложение 1).

    2. Утвердить состав конкурсной комиссии Конкурса (приложение 2).

    3. Управлению реализации государственной политики в сфере образования осуществлять координацию и контроль за проведением Конкурса.
    приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    4. Государственному казенному учреждению города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы осуществить финансовое обеспечение выплаты денежного поощрения лучшим учителям за счет субсидии, предоставляемой в установленном порядке бюджету города Москвы из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    5. Управлению по развитию государственно-общественного управления и связей с общественностью обеспечить информационную поддержку Конкурса.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    6. Признать утратившим силу приказ Департамента образования города Москвы от 9 апреля 2014 г. N 263 "О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве".

    7. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

    Руководитель Департамента
    образования города Москвы
    И.И.Калина

    Приложение 1. Регламент проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве

    Приложение 1
    к приказу Департамента
    образования города Москвы
    от 1 июня 2015 года N 276

    1. Общие положения

    1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 117 "О денежном поощрении лучших учителей" , постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1517 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" , приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 362 "Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями" .

    Проведение конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве (далее - Конкурс) предполагает выявление и поощрение лучших учителей за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

    1.2. Основными принципами проведения Конкурса являются гласность, открытость, прозрачность процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей образовательных организаций.

    1.3. Конкурсный отбор лучших учителей проводится на основании следующих критериев отбора:

    - наличие собственной методической разработки учителя по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе;

    - высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;

    - высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;

    - создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;

    - создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся;

    - обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;

    - непрерывность профессионального развития учителя.

    1.4. Конкурсная комиссия устанавливает максимальный балл по каждому из критериев до 10.

    2. Условия участия в Конкурсе

    2.1. На участие в Конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической деятельности не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные организации, расположенные на территории города Москвы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    2.2. Учитель, получивший денежное поощрение за победу в Конкурсе имеет право повторно участвовать в Конкурсе не ранее чем через пять лет.
    (Абзац в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    Исчисление пятилетнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом участия в конкурсе.
    (Абзац дополнительно включен приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488)

    2.3. Лица, осуществляющие в образовательных организациях только административные или организационные функции, право на участие в Конкурсе не имеют.

    2.4. Выдвижение учителей на получение денежного поощрения проводится с их письменного согласия коллегиальным органом управления образовательной организации.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    2.5. Для участия в Конкурсе необходимо разместить в личном кабинете Единой комплексной информационной системы образовательной организации, в которой работает учитель, конкурсные документы:

    - копию решения (выписка из решения) коллегиального органа управления образовательной организации о выдвижении учителя;

    - копию документа о соответствующем уровне профессионального образования, заверенную руководителем образовательной организации;

    - копию трудовой книжки, заверенную руководителем образовательной организации;

    - информацию о профессиональных достижениях учителя в соответствии с критериями конкурсного отбора, заверенную руководителем образовательной организации;

    - документальное подтверждение публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности, заверенное работодателем.

    3. Порядок проведения Конкурса

    3.1. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ЦПМ) является организатором Конкурса.

    3.2. При проведении Конкурса высокие достижения в педагогической деятельности подтверждаются Конкурсной комиссии:

    - Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" на основании позитивной динамики результатов независимых диагностик за последние три года;

    - ЦПМ на основании реестра участников, призеров и победителей олимпиад и конкурсов обучающихся;

    - ЦПМ на основании вклада учителя в развитие системы общего образования города Москвы.

    3.3. Апелляции по процедуре проведения Конкурса не принимаются.

    3.4. На основании выставленных баллов по критериям (п.1.3 и п.3.2 настоящего регламента) конкурсная комиссия составляет рейтинг участников конкурса.

    На основании рейтинга участников конкурса конкурсная комиссия формирует список победителей конкурса и направляет его в Департамент образования города Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.5. Количество победителей конкурса определяется в соответствии с объемом субсидии, утвержденной Правительством Российской Федерации, и Правительством Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.6. На основании представленного ЦПМ списка Департамент образования города Москвы издает приказ об утверждении списка победителей конкурса.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.7. Победители конкурса награждаются почетными грамотами Департамента образования города Москвы.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    3.8. Результаты конкурса доводятся до сведения победителей и участников Конкурсной комиссией посредством публикации на официальном сайте Департамента образования города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Приложение 2. Состав конкурсной комиссии Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве

    Приложение 2
    к приказу Департамента
    образования города Москвы
    от 1 июня 2015 года N 276

    Председатель:

    Ященко Иван Валерьевич

    Директор Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства"

    Секретарь:

    Папкова Ольга Евгеньевна

    Начальник отдела конкурсов и проектов Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства"

    (Строка в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования города Москвы от 25 мая 2016 года N 488 .

    Алферов Андрей Николаевич

    Директор Некоммерческого партнерства содействия государственно-общественному управлению в образовании "Доверие. Партнерство. Право" (по согласованию)

    Иванова Марина Алексеевна

    Председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию)

    Мамедов Геннадий Алиевич

    Морозова Екатерина Павловна

    Председатель Региональной общественной организации "Единая независимая ассоциация педагогов" (по согласованию)

    Мясникова Людмила Александровна

    Председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности (по согласованию)

    Перфилова Надежда Рафаиловна

    Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора" (по согласованию)

    Сидорина Елена Викторовна

    Член Экспертно-консультативного совета родительской общественности (по согласованию)

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Образование

    НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ*

    Т. Л. КЛЯЧКО

    Основная цель национального проекта «Образование» - вхождение России в десятку стран - лидеров по качеству общего образования - вполне достижима. Однако существуют риски снижения мотивации участников проекта и формального подхода к его реализации.

    Ключевые слова: образование, национальный проект, финансирование, федеральный бюджет, качество образования.

    По мере уточнения состава мероприятий национального проекта «Образование» изменяются и расходы на его реализацию. По сравнению с первоначально заявленными в сентябре 2018 г. 747 612,43 млн. руб. они, согласно его паспорту, увеличены до 784 453,54 млн. руб., или на 4,9%. Рост заявленного финансирования произошел главным образом за счет увеличения расходов федерального бюджета -более чем на 35 млрд. руб. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации незначительно снизилась: с 5,9 до 5,8%.

    Наибольшее увеличение расходов произошло по федеральному проекту «Современная школа» - на 17 201,52 млн. руб., что составляет почти половину прироста всех затрат (46,2%). Согласно паспорту национального проекта регионы софинансируют реализацию мероприятий по развитию современной школы: на это запланировано израсходовать 90,3% всех средств консолидированных бюджетов. При этом из более 253 млрд. руб. федеральных средств, которые пойдут на данный проект, свыше 240 млрд. руб. будут переданы посредством межбюджетных трансфертов непосредственно в региональные бюджеты.

    В свою очередь, региональные бюджеты передадут 41 298,85 млн. руб. муниципальным бюджетам на реализацию федерального проекта «Современная школа».

    Вторым бенефициаром увеличения бюджетного финансирования национального проекта «Образование» стал федеральный проект «Социальная активность». Его дополнительное финансирование составит 18 918,62 млн. руб. (рост в 3,3 раза). Выделение столь значительных дополнительных средств на молодежную проблематику, развитие волонтерства и наставничества призвано, вероятно, компенсировать снижение расходов федерального бюджета на эти цели в последние годы.

    По остальным федеральным проектам изменений в финансировании по сравнению с первоначальным вариантом не произошло.

    Одной из главных целей национального проекта является вхождение России в число 10 стран - лидеров по качеству общего образования. Во многом формулирование именно такой цели было обусловлено относительно низкими показателями нашей страны в международном сравнительном исследовании PISA. Вместе с тем по индексу человеческого капитала, который в 2018 г. был рассчитан Все-

    Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-таН: [email protected]

    " - Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 9 (92) (июнь 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

    ОБРАЗОВАНИЕ

    мирным банком, Россия заняла 9-е место по качеству общего образования с учетом всех достижений российских школьников в международных исследованиях качества школьного образования. Соответственно, если в последующие годы удастся не растерять достигнутые результаты, то проблем с выполнением президентского указа по данной цели не предвидится. В этом случае основным риском становится снижение мотивации участников национального проекта «Образование» и их переход к формальному его выполнению.

    Второй показатель повышения качества образования связан с международной конкурентоспособностью российского высшего образования - с вхождением российских вузов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов. При этом глобально конкурентоспособные университеты должны теперь быть представлены в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации. Такой подход может позволить несколько ограничить доминирование в федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Глобальная конкурентоспособность высшего образования») московских и петербургских вузов.

    Реализация второй цели национального проекта - «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национал ьно- культурных традиций» - оценивается двумя показателями:

    Повышением доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, с 71% в 2017 г. до 80% в 2024 г.;

    Ростом численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, с 1,6 млн. человек в 2017 г. до 8,8 млн. человек в 2024 г.

    Представляется, что именно задача резкого увеличения численности обучающихся, во-

    влеченных в деятельность общественных объединений, - в 5,5 раза - потребовала радикального наращивания расходов в федеральном проекте «Социальная активность».

    Показатели создания современных физ-культурно-спортивных комплексов в сельской местности перенесены из федерального проекта «Современная школа» в федеральный проект «Успех каждого ребенка», т.е. фактически деятельность указанных комплексов связывается с обеспечением дополнительного образования детей и молодежи, а не только с занятиями физкультурой в школе. Следует отметить особое внимание, которое уделяется созданию инфраструктуры внеурочных занятий сельских школьников.

    Важно и то, что сельские школы получат доступ к скоростному Интернету. Это позволит им перейти на современные образовательные технологии, а сельские школьники смогут пользоваться широким спектром образовательных ресурсов и образовательных платформ. Однако это расширение возможностей потребует серьезного повышения квалификации сельских учителей, омоложения учительского корпуса сельских школ.

    Таким образом, проблемы образования на селе решаются в рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и «Социальная активность».

    В федеральном проекте «Молодые профессионалы» (подпроект «Модернизация среднего профессионального образования») предполагается уже в 2019 г. создать «не менее 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций». Предполагается, что число указанных мастерских будет ежегодно расти на 700-1000 единиц в течение всего времени осуществления данного проекта. Однако при сохранении формулировки «по одной из компетенций» данный показатель вызывает серьезные сомнения, поскольку позволяет создавать все мастерские только по одной и той же

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

    компетенции. Между тем речь фактически идет о создании в системе среднего профессионального образования современных ресурсных центров, дающих молодежи возможность получать необходимые навыки для работы на новом современном оборудовании.

    Основными рисками реализации национального проекта «Образование» и входящих в него федеральных проектов являются следующие:

    Возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ на содержание создаваемой материально-технической базы (инфраструктуры), а также на заработную плату персоналу новых образовательных организаций;

    Кампанейщина в процессе осуществления указанных проектов, формализм и рост отчетности вместо решения реальных проблем развития региональных систем образования;

    Один из ключевых показателей проекта -«уровень образованности». При этом не учитывается, что: а) образование является

    достаточно инерционной системой с длительными «технологическими циклами», б) в современном мире уровень образованности зависит во многом от образовательной активности самого населения (самообразование). Соответственно, необходимо создавать стимулы для развития самообразования различных групп населения, что нацпроектом не предусмотрено;

    Отсутствие комплексности в реализации как отдельных проектов, так и предложенных федеральных проектов в целом, несогласованность в их осуществлении.

    К числу негативных последствий формальной и некачественной реализации нацпроекта

    можно отнести:

    Рост дефицитов региональных бюджетов;

    Дефицит педагогических кадров;

    Дефицит текущего финансирования системы образования;

    Потерю населением и образовательным сообществом доверия к реализуемым мероприятиям национального проекта «Образование». ■

    National Project Education: Advantages and Risks

    Tatyana L. Klyachko - Director of Center for Continues Education in Economics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

    The main goal of the National Project «Education» - to ensure Russia"s placement in the top ten countries in general education quality ranking - is quite achievable. However, there exist some risks that the motivation of the project participants may dwindle, and the approach to implementing the project will be purely formal.

    Key words: education, national project, financing, federal budget, quality of education.

    Источник финансирования: Смешанный

    Бюджет: 784 500 000 000 руб.

    Год начала: 2018

    Год окончания: 2024

    Статус проекта: Реализуется

    Цели национального проекта РФ «Образование»:

    1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
    2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

    Задачи национального проекта РФ «Образование»:

    1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
    2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
    3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
    4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
    5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
    6. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
    7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
    8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
    9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
    10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

    Нацпроект «Образование»: ответственные за реализацию:

    • куратор национального проекта - заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
    • руководитель национального проекта - министр просвещения РФ Ольга Васильева.

    Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31.12.2024 года:

    • в 2019 г. - 116 млрд 628,29 млн рублей;
    • в 2020 г. - 132 млрд 741,25 млн рублей;
    • в 2021 г. - 143 млрд 544,87 млн рублей;
    • в 2022 г. - 129 млрд 293,48 млн рублей;
    • в 2023 г. - 128 млрд 910,32 млн рублей;
    • в 2024 г. - 133 млрд 335,32 млн рублей.

    О проекте:

    Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта системы образования начнётся в I квартале 2019 года. Подготовительная работа Минпросвещения России и Минобрнауки России по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта будет проведена до 7 мая 2019 года. Об этом заявила министр просвещения РФ Ольга Васильева на Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся в декабре 2018 года. В феврале 2019 года Васильева значительно уточнила задачи проекта и указала, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а её содержание.

    Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов системы образования прошли многостороннюю экспертизу, а также процедуру согласования. Они будут внесены в систему электронного мониторинга - подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.

    Федеральные проекты, действующие в рамках нацпроекта «Образование»:

    • «Поддержка семей, имеющих детей»;
    • «Цифровая образовательная среда»;
    • «Современная школа»;
    • «Успех каждого ребёнка»;
    • «Учитель будущего»;
    • «Молодые профессионалы»;
    • «Новые возможности для каждого»;
    • «Социальная активность»;
    • «Экспорт образования».

    Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчёта показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. С ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнёрства.

    Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по её признанию, вызывает определение показателя, который характеризует долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой дополнительного образования. Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по её мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о тех детях, которые одновременно посещают несколько организаций дополнительного образования.

    Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развития сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования.

    Андрей Никитин попросил Минпросвещения включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.

    В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

    Видео о национальном проекте «Образование»:

    Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила с презентацией национального проекта «Образование»

    Гайдаровский форум - 2019. Национальный проект РФ «Образование» - 9 жизней регионов

    Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»:

    1. Федеральный проект «Современная школа». Паспорт проекта.
    2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Паспорт проекта.
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook