Экономическая политика Александра III. Социально-экономическое развитие во время правления Александра III Главные проблемы сельского хозяйства при александре 3

1. Характеристика экономической политики. Александр III. Хромолитография. 1861. Упрочение Российской империи было невозможно без мощной экономической базы. Император назначил на ключевые экономические должности Н. Бунге, И. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Они стали покровительствовать отечественной промышленности, совершенствовали налоговою систему, развивали железнодорожное строительство.

Основные направления экономической политики в 80 -90 -е гг. n 1. Покровительство отечественной n n промышленности способствовало ограждению её от иностранного капитала (протекционизм) 2. Совершенствование сбора налогов и таможенных пошлин 3. Совершенствование денежной системы с целью укрепления рубля 4. Широкое привлечение иностранного капитала (Витте) 5. Развитие железнодорожного строительства

Н. Х. Бунге. (1881 -1887) (р. т. 2) В мае 1881 г. министром фи нансов стал Н. Бунге. Он выступил за ускоренное экономическое развитие без прямого государственного финансирования. В результате реформы налогообложения снизились выкупные платежи и началась отмена подушной подати. В замен были введены акцизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть, повысились таможенные пошлины, сократились расходы на сократившуюся армию. Н. Х. Бунге

Основные направления экономической политики Н. Х. Бунге (1881 -1887) n 1. Издание и выполнение благоприятных для развития экономики законов n 2. Реформа системы сбора налогов, ослабление налогового сбора для крестьян (снижение выкупных платежей, отмена подушной подати n 3) Увеличение доходов государства за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, облагались новыми налогами городские дома, недвижимость n 4) Проводил протекционистскую политику, т. е. повышал таможенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы, что способствовало конкурентоспособности отечественных товаров

Н. А. Вышнеградский (1887 -1892) 1. 1. 1887 Н. Бунге ушел в от ставку. Его сменил И. Вышнеградский, поставивший цель улучшить финансовое положение страны. Минфин накопил большие денежные запасы и поднимал курс рубля. В 1891 г. был введен новый таможенный тариф, повысивший пошлины на ввозимую технику. Госу дарство начало активно вмешиваться в эконо-мику и привлекать иностранные кредиты. Н. А. Вышнеградский.

Основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского (1887 -1892) n 1. Главная задача – быстрое улучшение состояния денежного обращения, покупательной способности рубля n 2. Проводил активную протекционистскую политику и выступал за создание максимально благоприятных для отечественного бизнеса условий работы в России (сейчас таможенными сборами облагались не только ввозимое в Россию сырьё, но и продукция машиностроения) n 3. Ведение винной монополии n 4. Привлечение в Россию иностранного капитала

4. Экономический подъем 90 -х годов. В 1892 г. министром финансов стал С. Витте. Его программы предусматривала: -жесткая налоговая политика, гос. монополия на винокурение, протекционизм, финансовая реформа, введение золотой си стемы рубля, привлечение иностранного капитала. Эта программа воплотилась после смерти Александра III и вызвала экономический подъем в 90 г. С. Ю. Витте

Основные направления экономической политики С. Ю. Витте (с 1992 года) n 1. Жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления (в первую очередь государственная монополия на водку) – высвобождён необходимый капитал для вложения в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия n 2. Строгий протекционизм – отечественная промышленность ограждена от иностранной конкуренции.

Основные направления экономической политики С. Ю. Витте (с 1992 года) n 3. 1897 г. – финансовая реформа: введение системы единого обеспечения рубля золотом – золотой рубль – одна из устойчивых европейских валют, развитие банковского дела, расширение иностранных капиталовложений. n 4. Обращение к иностранному капиталу (в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг). Наибольший рост иностранных капиталовложений наблюдался в угольной промышленности и металлургии.

«Золотое десятилетие» . Какие отрасли развивались. Транссибирская железнодорожная магистраль. На юге быстро развивалась металлургия. Большая часть заводов принадлежала иностранцам. После денежной реформы 1897 г. приток иностранного капитала резко вырос. В 90 -е г. началась добыча нефти не Кавказе. На вновь созданных предприятиях использовались передовые технологии при дешевизне рабочей силы это приносило большие прибыли. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

Результаты экономической политики С. Ю. Витте n 1. Быстрые темпы развития. Факты? n За 13 лет (1887 -1900) существенно увеличилась занятость в промышленности n 2. Удвоилась протяжённость железнодорожной сети. Было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что способствовало дальнейшему освоению этого региона. Были проложены новые железные дороги. С 1893 г. - новый железнодорожный бум. К конце столетия Россия вышла на 1 -е место в Европе и 2 -е место в мире по протяжённости железных дорог. n 1)Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны? n 2) В чём заключалось различие в железнодорожной политике Александра 2 и Александра 3? (документ, стр. 222)

Развитие сельского хозяйства после крестьянской реформы n 1. Перечислите характерные черты развития сельского n n n хозяйства 2/2 19 века. 2. Перечислите основные черты, характеризующие помещичье хозяйство 2/2 19 века. 3. Что нового произошло в развитии сельского х-ва в 80 -е годы 19 века (р. т. 6) 4. В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? 5. Интенсивным или экстенсивным путём развивалось сельское хозяйство в пореформенный период? Почему очень медленно повышалась урожайность? Вывод: в развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма.

Сельское хозяйство (р. т. 5, 6) Сельское хозяйство развивалось без государствен ной поддержки. Обнища вшие крестьяне нанима лись к помещикам и использовали их орудия труда. Капитализм преобладал в Прибалтике, Центральном районе и Поволжье. В ряде райо-нов наблюдалось смеше ние двух систем. Север специализировался на технических культу-рах и молоке. Украина и Поволжье - на производстве зерна.

Сельское хозяйство. Раздача хлеба голодающим Крестьянам(1891 -1892 гг.) К югу от Москвы развивалось мясное животноводство. Посевные площади увеличились на 25%, но уро жайность росла очень медленно, что объяснялось низким уровнем сельскохозяйственной техники применяемой крестьянами. Это приводило к частым бедствиям-в 1891 -92 гг. В результате засухи от голода умерло более 600 000 человек.

Каковы особенности промышленного развития в конце 80 -х-90 -е годы n 1. Быстрые темпы экономического развития, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну (за 10 -летие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза) n 2. Высокая роль иностранного капитала в развитии промышленности. Почему?

Каковы особенности промышленного развития в конце 80 -х-90 -е годы n 3. Высокая роль государства в развитии промышленности, особенно железнодорожного строительства n 4. Но капитализм развивался главным образом в промышленности, а в сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Преобладание феодальный черт в сельском хозяйстве тормозило развитие капитализма в сельском х-ве и в целом по стране.

7.2.1. Социально-экономическое развитие

Если в политической сфере в правление Александра III предпринимались попытки отката назад, к дореформенным временам, то в экономике, на­против, правительство содействовало развитию капиталистических от­ношений. Экономическая политика определялась последовательно сме­нявшими друг друга министрами финансов – Н. X. Бунге, И. А. Вышне­градским и С. Ю. Витте и включала в себя следующие меры:

  • активное привлечение в Россию иностранного капитала;
  • проведение политики протекционизма – защиты отечественных то­варов от конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин;
  • переход от прямых налогов (подушной подати) к косвенным (нало­ги на товары широкого потребления – водку, табак, сахар, нефть);
  • активное участие государства в экономике при создании благопри­ятного климата для частного предпринимательства.

Политика Бунге, Вышнеградского и Витте привела к новому подъему российской промышленности, темпы роста которой были одними из наиболее высоких в мире. Большая часть российских предприятий в ме­таллургической, нефтедобывающей, химической, машиностроительной отраслях принадлежала иностранным капиталистам, которых привле­кала дешевизна российской рабочей силы и защищенность производи­мых в России товаров от конкуренции высокими таможенными пош- линами. Складываются монополии – объединения крупных предпри­ятий, занимающих господствующее положение в сфере производства какого-либо товара. Растет численность и влияние как буржуазии, так и класса наемных работников – пролетариата. Ряд забастовок, самой крупной из которых была Морозовская стачка (1885), заставили пра­вительство разработать первые законы об ограничении рабочего дня до 11,5 часа и об охране труда рабочих. Вместе с тем забастовщикам грозило уголовное преследование, рабочие не имели права отстаивать свои интересы с помощью профессиональных союзов.

По отношению к сельскому хозяйству экономическая политика прави­тельства Александра III была не столь благотворна, как по отношению к промышленности. Обнищание крестьян, обусловленное малоземельем и выкупными платежами и усугубленное повышением косвенных нало­гов, продолжалось. Регулярными стали случаи массового голода, наибо­лее крупный (1891) унес жизни свыше 600 тыс. человек. При этом Россия была одним из крупнейших в мире экспортеров хлеба. И. А. Вышнеград­ский выдвинул лозунг «Недоедим, но вывезем!». Поставщиками хлеба на экспорт были в основном помещичьи хозяйства, эксплуатировавшие труд крестьян на кабальных, полукрепостнических условиях издольщи­ны и испольщины (см. подраздел «Социально-экономическое развитие» в разделе «Царствование Александра II (1855-1881)» данной главы). Однако помещики, не умевшие рационально распорядиться своими до­ходами, продолжали разоряться, и их земли переходили в руки банков и более предприимчивых купцов.

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

34. Россия на рубеже 19-20 веков. Политика Николая 2

Россия на рубеже 19-20 веков – среднеразвитая капиталистическое государство. 2-ое в мире по территории (после Великобритании). 3-е место по населению (после Великобритании и Китая). 1910 году население России равнялось 163 миллиона человек, из них 80 миллионов русских. С точки зрения военного фактора Россия - уязвимое государство. Поэтому имела большую армию – 5 миллионов человек.

Вся территория делилась на губернии, а население на сословия:

1) Дворяне (потомственные и личные);

2) Чиновники не из дворян;

3) Мещане;

5) Крестьяне;

6) Войсковые Казаки;

7) Иногордцы.

Все сословия делились на две группы:

1) Податные (Крестьяне и городские обыватели);

2) Неподатные (Дворяне и духовенство).

Россия много национальная страна. Более 140 наций и народностей входили в состав России на добровольной основе, а часть была присоединена силой. Россия была тюрьмой народа, так как существовал национальный гнет. Царское правительство проводило ассемиляцию (уподобление себе нерусских народов): запрещалось преподавание в учебных заведениях на других языках, подвергалось гонениям национальная культура и общественная деятельность других народов.

Особенно подвергался национальному гнету еврейский народ, для еврейского народа существовали ограничения: черта оседлости, означавшая проживание лишь в 15 западных губерниях; процентная норма в учебных заведениях; не было равных избирательных прав.

Экономическое развитие.

Капитализм в России начал развиваться в конце 18 века после отмены крепостного права в 1961 году. Но развитие капитализма в России шло уродливо, так как крепостное право отменяли сверху (царь и помещики) поэтому помещики оставили много выгодных пережитков:

1) И главный наличие помещичьего землевладения и безземелье крестьян.

2) Безземельные крестьяне вынужденные были идти в кабалу к помещику или уходили в город пополняли армию безработных.

3) Поэтому в Россия была самая низкая зарплата и самый длинный рабочий день.

4) Технологическая отсталость тормозила развитие производительных сил страны.

5) Многих отраслей промышленности вообще не было.

6) По производству электроэнергии Россия занимала 15 место в мире.

Однако недоразвитый капитализм в начале века вступает в стадию империализма и налицо 5 признаков:

1) По концентрации производства занимала 1-ое место в Европе тое есть преобладание крупных предприятий с количество рабочих от 500 и выше. Форма монополий простейшая – синдикат («Продмет», «Продвагон», «Гвоздь» и так далее).

2) Имелся финансовый капитал. 2 крупнейших банка (Петербургский, Русско-Азиатский) сосредоточили основную массу капитала страны.

3) В России преобладал ввоз капитала. Иностранцев привлекало в России дешевая рабочая сила и дешевое сырье (Прибыль дома 5%-6%, а в России 20%-30%).

4) Россия входила в состав Антанты.

5) Участвовала в 1 мировой войне.

Внутренняя и экономическая политика

Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880-1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся Североамериканские Соединённые Штаты, хотя количественно Россия существенно отставала: «Ко времени революции 1917 г. общий капитал промышленных и торговых компаний (за исключением банков и железных дорог) составлял примерно 2 млрд. долл., что составляло одну девятую капитала, инвестированного в США только в железные дороги.

Капитал лишь одной американской «Юнайтед Стил корпорейшн» равнялся совокупному капиталу всех индустриальных и торговых компаний России (совокупный капитал компаний Англии, страны с населением в три раза меньше России, составлял 12 млрд. долл.). В России накануне революции было 2 тыс. акционерных компаний, в то время как в Англии - 56 тысяч».

По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1 место в мире, производя более половины производимой в мире ржи, более четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным экспортером сельхозпродукции, первой «житницей Европы», на ее долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельскохозяйственной продукции.

Но вместе с тем, уровень сельского хозяства быть чрезвычайно низок: «Урожайность зерна была в 3 раза ниже английской или германской, урожайность картофеля - ниже в 2 раза», ежегодно в нескольких губерниях возникал голод. Следует отметить, что это отставание от названных стран сохранялось весь XX век, так в СССР 1970-х урожайность зерновых составляла около 15 ц/га, в Великобритании, ФРГ или Франции - более 40.

Успехи в аграрном производстве явились результатом исторических событий: отмена крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян оказалось более 80 % пахотных земель, а в азиатской части - почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась.

Дарование крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное значение, которое до сих пор неоднозначно оценивается историками: реформа не была завершена, крестьянин не стал собственником земли на всей территории страны, крестьяне массово выходили из общины и возвращались обратно. Но значительно повысилась производительность крестьянского труда, улучшился их материальный быт и благосостояние.

Внешняя политика и русско-японская война

В 1898 российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день. В 1899 году Николай II стал инициатором первой конференции для обсуждения вопросов сохранения мира и сокращения вооружений. После этого был учреждён Постоянный арбитражный суд - первый суд в Гааге.

Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка КВЖД и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии послужили причиной нападения Японии, которая также претендовала на Манчжурию. Началась Русско-японская война. За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахэ и под Сандепу. В 1905 году после крупного сражения русская армия оставила Мукден. Исход войны решило морское сражение при Цусиме, которое завершилось поражением русского флота. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний (Далянь).

Военная реформа

Военные реформы 1905-12 годов, проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-05 годов, выявившей серьезные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. В первый период Военных реформ (1905-08) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору), сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет), омоложен офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих.

В период Военных реформ (1909-12) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру); за счет слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при мобилизации выделялся для развертывания второочередных (включая полевую артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи), созданы пулеметные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые уставы и наставления. В 1910 был создан Императорский военно-воздушный флот

Первая Мировая война

Николай II, раскрашенная фотографияЛетом 1914 Россия на стороне стран Антанты против Германии вступила в Первую мировую войну.

20 июля 1914 опубликовал Манифест, в котором, «не признавая возможным, по причинам общегосударственного характера, стать теперь во главе наших сухопутных и морских сил, предназначенных для военных действий» назначил Верховным главнокомандующим великого князя Николая Николаевича.

Но так как по Основным государственным законам Российской империи (ОГЗРИ) в случае войны именно император должен был стать Верховным главнокомандующим, составленное ранее Положение о полевом управлении войск предусматривало значительное снижение роли Верховного главнокомандующего за счет расширения прав главнокомандующих фронтами.

Это верное положение, в случае если сам Николай, не обладавший талантами военачальника, занимал пост Верховного главнокомандующего, при выборе Николая Николаевича сразу же создало огромные трудности в управлении войсками. После ряда тяжелых поражений русской армии, Николай II, не считая для себя возможным оставаться в стороне от военных действий и считая необходимым принять на себя в этих тяжелейших условиях всю ответственность за положение армии, 23 августа 1915 года возложил на себя звание Верховного главнокомандующего.

При этом подавляющее большинство членов правительства, высшего армейского командования и общественных кругов выступили категорически против этого решения императора, пытаясь убедить его оставить во главе армии Николая Николаевича. Вследствие постоянных переездов Н. из Ставки в Петербург, а также недостаточного знания вопросов руководства войной командование русской армии сконцентрировалось в руках его начальника штаба генерала М. В. Алексеева и заменявшего его в конце 1916- начале 1917 генерала В. И. Гурко.

По постановлению Георгиевской Думы Юго-Западного фронта Николай 25.10.1915 возложил на себя орден Св. Георгия 4-й степени. С 10.02.1916 почетный председатель Георгиевского комитета.

В 1916 году на него постоянно оказывалось давление как со стороны общественных организаций и Государственной думы, так и со стороны других группировок, в том числе и многих великих князей, об ограничении его власти и создании «министерства доверия» с привлечением думских лидеров. Однако император отклонил все предложения.

Экономическое положение империи оставляло желать лучшего. Русско-турецкая война затем неурожай 1880 года сильно расстроили финансовую систему государства. По этим и другим причинам первостепенной задачей в области экономики было устранение хронического дефицита денег. Министр финансов Александра 3 Н.Х. Бунге пытался решить обозначенную проблему комплексно путем подъема промышленности и сельского хозяйства. Он не видел надобности в принятии запретительных тарифах, отгораживающих российскую промышленность от конкуренции. В принципе, действия Бунге были верными, но они были рассчитаны на длительной срок и не могли дать краткосрочного эффекта. Бывшие соратники Бунге, Катков и другие, его политику назвали антинациональной и устроили ему травлю на страницах печати.

В обстановке злословия Бунге продержался на посту министра финансов до 1886 года. В 1887 году Александр 3 назначил своего министра финансов на пост председателя Комитета министров, что вызвало великое возмущение и негодование «партии нового порядка». Александру 3 мало было дела до мнения ультранационалистов, он уважал Бунге за его знания и опыт и вполне доверял ему.

Выбор царя пал на И.А. Вышнеградского. Вышнеградский слыл крупным ученным в области механики. Сыграл большую роль в создании научных основ конструирования машин. Создал русскую научную школу инженеров-машиностроителей. Ввёл преподавательскую деятельность. Автор руководства «Элементарная механика», в течение многих лет считавшееся лучшим в России в данной области. Один из основоположников теории автоматического регулирования. В работе «О регуляторах прямого действия») представил метод расчёта регуляторов этого типа. Сформулировал условие устойчивости системы регулирования (критерий Вышнеградского) и так далее. Но Иван Алексеевич не был финансистом. Назначая Его на должность министра финансов Александр 3 исходил из постулата - в деньгах все люди специалисты. К тому же ученый механик обладал предпринимательской жилкой, что позволило ему нажить миллионное состояние.

Еще до назначения новой кандидатуры на важнейший пост империи царь ввел Вышнеградского в Государственный совет. Профессор Вышнеградский, так же как и профессор Бунге, сотрудничал в изданиях Каткова, он публиковал в «Московских ведомостях» статьи по финансовым вопросам. Пользуясь протекцией влиятельного князя Владимира Мещерского (близкого к Александру III), а также мощной поддержкой Каткова, который в 1885-1887 годах развернул активную кампанию за отставку «министра-инородца» Николая Бунге, с 1 января 1887 года Вышнеградский был назначен управляющим на пост министра финансов, примерно через год и министром финансов. Министр внутренних дел Д.А. Толстой был против назначения Вышнеградского главой финансов, поскольку его агентура накопала на ученого компромат. Он был замечен в участии в сомнительных коммерческих сделках. Однако порочащие сведения на Вышнеградского не остановили Александра 3 в назначении его на государственный пост. Надо понимать, что царю был известен компромат на всех государственных деятелей его правительства. И в этом ряду Вышнеградский особо не выделялся.

В отличие от своего предшественника, Вышнеградский решил проблему «финансового оздоровления» страны в финансовой сфере – путем накопления денежной массы и повышения курса рубля. Средством для этого было не подъем производительных сил, а спекулятивные биржевые операции. То есть в этом случае Вышнеградский показал себя игроком на бирже. Хотя к концу царствования Александра III, расходы и возросли – в сравнении с 1880 году на 36%, – доходы за то же время увеличились на 60%. Соответствующая экономическая база под этот рост не была создана. Превышение доходов над расходами было достигнуто путем повсеместного сокращения государственных расходов и введением серии новых налогов. Таким образом, удалось добиться превышения доходов над расходами на в 98 790 455 рублей. Деньги золотым дождем пролившиеся на дворянство и денежные доходы нарождающейся буржуазии не находили применения в стране и аккумулировались в сберегательных банках. Так с 1881 года сума вкладов с 9 995 225 выросла до 329 064 748 рублей в 1894 году.

Несмотря на бездефицитный бюджет, положение народа оставалось трудным, процветала плутократия. Сравнительно Высокие темпы промышленного и железнодорожного строительства достигались за счет высочайшего напряжения производительных сил, оскудения деревни и оттока из нее населения в город. При Вышнеградском более чем в два раза вырос экспорт русского хлеба. При этом урожайность и производство зерновых в стряпне существенно не повысилась. Расширение железнодорожной сети позволяло вывозить зерно из глубинных районов России, чего раньше не делалось. Это именно ему, министру Вышнеградскому историография приписывает слова: «недоедим, но вывезем» . Однако, сам Вышеградский мало, что сделал для решения аграрного вопроса, что способствовало осложнению положения в деревне и голоду 1891-92 годов, в результате подорвавшему многие начинания Вышнеградского и хозяйство России в целом.Деятельность нового министра финансов на этом посту подтвердила невозможность радикального улучшения экономики путем использования финансов как главного рычага ее подъема – без соответствующих мер в области промышленности и сельского хозяйства.

От состояния сельского хозяйства и промышленности - этих главных основ экономики зависело финансовое состояние страны в среднесрочной и длительной перспективе. Наметившийся разрыв между монополизированной промышленность и опутанной пережитками феодализма деревней развивался в пропасть.

Хотел того или нет Александр 3, но в его правление осуществлялась ползучая контрреволюция. Находясь почти неотлучно в Гатчине, он позволял управлять обеими столицами лицам, не заслуживающим высоко доверия. Под крикливые требования «русской национальной прессы» постепенно сворачивались все нововведения Александра 2 объявленные этой же прессой «вредными для русского народа». Основная же масса народа не собиралась расставаться и отдавать в угоду касте реакционеров выстраданные нововведения в общественную жизнь страны. За два пореформенных десятилетия новые учреждения – земства, суды – органически вошли в российскую жизнь, став ее привычным атрибутами государственного управления. В результате интересы народа и контринтересы кучки реакционеров сплелись в тугой узел противоречий. Распутать создавшийся узел было не возможно без кардинальных решений.

У царя отсутствовала политическая воля разрубать узел. И империя вползала в еще большие противоречия. Царь видел нагромождение на пути развития империи, обдумывал, куда сделать следующий шаг, избегая при этом ломки и больших потрясения сложившихся общественных отношений.

Помимо дворянства, после отмены крепостного права в империи стал формироваться новый слой общества, поддержкой которого Александр 3 считал нужным заручиться, то была нарождавшаяся российская буржуазия.

Главный интерес буржуазии состоял в получении прибыли от своего предприятия. Обеспечить прибыль можно разными способами. К примеру, обширное строительство железнодорожной сети и не только оно, пользовалось покровительством на самом верху, и при любом раскладе дел предпринимателям гарантировалась прибыль из имперского бюджета. Но этого российской буржуазии, казалось мало. В среде промышленников, предпринимателей и представителей близкой к ним технической интеллигенции в прессе и на разного рода собраниях в то время регулярно обсуждался вопрос защиты национальных интересов против засилья иностранцев. Небезызвестный читателю господин Катков, надо отдать ему должное, уловил поветрие и переметнулся из стана защитников свободной торговли в лагерь их противников. Редактируемая им газета “Московские ведомости” стала регулярно публиковать материалы и статьи протекционистской направленности. Понукая тем самым имперское правительство к увеличению ввозных пошлин. В чуткие уши правительства достиг глас народа, и оно озаботилось его проблемами. В результате на самом высоком уровне было принято решение о введении нового тарифа. По этому поводу надо заметить, что ввозные пошлины и до Александра 3 были высокими. Так в самом начале официального правления Александра 3, доля пошлины в импортном товаре составляла 19 % от его стоимости. К 1890 году в его правлении поднялась до 28 %. То есть и без нового тарифа пошлины росли. Господин Витте, этот господин уже «доедал» господина Вышенрадского, и примерялся переместиться из кресла министра путей сообщений на место министра финансов, написал о политике Александра 3 в области импортных пошлин господина Вышнеградского Александр 3: “…был убежденным защитником национальной промышленности и за время своего правления с неоставлявшей сомнений решительностью проводил систему таможенного покровительства”.

Причем покровительство в форме таможенных пошлин касалось не только готовых изделий, но и угля, металлов, химических продуктов, бумажной массы и многих других полуфабрикатов, а так же экзотических товаров, как чай и кофе, которые в России не производились, и производиться не могли по причине сурового климата. Вводилось пошлинное обложение по требованию определенных групп дельцов. Лоббистская практика отдельных заинтересованных промышленных группировок приняла такой большой размах, что даже глашатай протекционизма, газета “Московские ведомости”, недоумевала: “Странное направление приняла наша экономическая политика за последнее время: частные интересы и ходатайства удовлетворяются часто в подрыв и ущерб общим интересам. Общие вопросы не решаются, а ходатайства в пользу частных интересов удовлетворяются моментально”.

Новый тариф должен был изменить сам принцип наложения таможенных пошлин на товары при пересечении последними госграницы. Разработать новый таможенный тариф Вышнеградский поручил Д.И. Менделееву. На тот момент Менделеев был уже широко известен в интеллектуальной среде человек. По образованию он был математик, но как водилось тогда, имел весьма разносторонние знания.

В разработанном им тарифе Менделеев предлагал учитывать каждый вид и род товаров в отдельности. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечалось по этому поводу, что такая система «ведет к чрезвычайно сложной тарификации товаров, вызывая разделение статей привоза на множество подразделений, с указанием признаков пропускаемого по этому подразделению товара».

Менделеев считал основной задачей протекционизма не запретительные пошлины, а создание экономических условий для развития отечественной промышленности.

По его мнению, в период после 1891 года тариф не уменьшил ввоза, однако, увеличил общие доходы государства (от 903 до 1140 млн. руб.). Как утверждал Менделеев, тариф 1891 года не изменил бывшего строя, повысив оклады от 28,5 % от стоимости товаров до 31 % в среднем в 1891 года. Но это в среднем, в рамках этого «среднего» на отдельные виды товаров пошлины могли быть подняты, на другие понижены.

Новый Т аможенный тариф ввели в действие в 11 июня 1891 года. Тариф обсуждала особая комиссия, в состав которой входили помимо чиновников различных ведомств, 62 представителя от торгово-промышленных учреждений, при полном почти отсутствии представителей деревни. Новый тариф высоко поднял ввозные пошлины на машины, поставляемые из Германии. Что отрицательно сказалось на интересах германских заводчиков-фабрикантов. Германское правительство в ответ заключило договоры с различными государствами Европы и Америки о понижении ввозного тарифа на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты при поставке в Германию. Этим шагом были созданы неблагоприятные условия для нашего экспорта сельскохозяйственной продукции в Германию. Надо понимать, что более 90 процентов экспорта из России составляло сырье. Началась таможенная война. Обе воюющие стороны выставляли друг против друга "боевые пошлины", исключавшие возможность взаимного торгового обмена, экономические потери несли обе стороны. Низкие ввозные пошлины на сырьевые продукты отрицательно сказались на германской экономике в целом. Сейчас мало об этом вспоминается, что на то время экономика Германии, при наличии промышленности, носила выраженный аграрный характер. Низкие тарифы на сельхоз продукцию разоряли сельского жителя этой страны. Понеся экономические потери, обе враждующие стороны пришли к мирному соглашению, заключенному в 1894 году, на десять лет: обе стороны предоставили друг другу положение наиболее благоприятствуемой нации. В ответ на понижение ставок на сельскохозяйственные продукты Россия установила тариф, облегчающий ввоз изделий германской промышленности.

За отгораживание экономическим барьером от Запада у современных неомонархистов Александр 3 получил прозвище «самого русского царя». Между тем его потворство обеспечило купцам прибыли ежегодно в 30, 40, 50 и даже 60% (по официальным сведениям) от вложений капитала. По нынешним меркам навар может показаться до смешного маленьким, но в те времена это были высокие показатели рентабельности.

Чтобы оградить свои интересы от чиновников правительства, российская буржуазия энергично заявляла желание диктовать законы министру финансов и контролировать его деятельность. Правительство не находило возможным, отклонять заявленные требования и уступало. Министру финансов поручалось ежегодно ко вре­мени Нижегородской ярмарки собирать сведения о нуждах господ капиталистов и оговаривать с ними меры, которые необходимо предпринять для удовлетворения означенных нужд. Министр финансов возвращался в Петербург и именем самодержца проводил в жизнь пожелания купечества и промышленников.

Так же российская буржуазия заявляла требование назначать на посты, имевшие отношение к ее интересам своих людей. В основном требования касались министерства финансов. И надо отдать справедливость правительству Александра 3, оно прекрасно это понимало и назначало «подходящего человека на подходящее место».

Своими действиями имперское правительство заручалось поддержкой «русской буржуазии». В результате чего вырисовывался политический союз реакцио­неров с экономическими эксплуататорами ресурсов нашей страны. Союз, позволявший именному купечеству неслыханно обогащаться за счет беднейших классов рабочих, ремесленников, крестьян. Старинная пословица гласила: :бедны крестьяне — бедна страна. Государственные деятели знали это так же хорошо, как и весь остальной народ. Бедная страна постоянно испытывала нехватку денег. Деньги нужны были на содержание армии, на строительство флота, на расширение железнодорожной сети, на задабривание дворянства и на многое другое. Добыть не достающие деньги министры финансов Вышнеградский, а потом, когда его «съели», Витте путем займов за границей. Что вызвало рост долга. Одной только Франции госдолг составил 800 миллионов рублей русских долговых обязательств. После поражения Франции в войне с Пруссией французское правительство сблизилось с российским правительством. Французские буржуа охотно занимали деньги российскому правительству. Поскольку это было значительно выгоднее, чем вкладывать деньги в хозяйство своего отечества.

Нарастал и внутренний долг к 1894 году он составил 1200 млн. рублей под 4 процента.

Железнодорожное строительство непрерывно требовало новых и новых денежных вливаний. В последние годы царствования Александра III было принято окончательное решение о строительстве Транссибирской железной дороги. Главным подрядчиком этого поистине грандиозного проекта выступило само царское семейство. Высочайшим рескриптом на имя Наследника Цесаревича 17 апреля 1891 года было разрешено приступить к постройке сплошного рельсового пути через всю Сибирь. Осенью 1892 года был выработан окончательный вариант общего плана постройки. 24 февраля 1893 года был учрежден комитет Сибирской железной дороги для общего руководства постройкой пути и связанными с нею мероприятиями.

Для начала привожу таблицу показателей развития машиностроения в России при Николае 1 и Александре 2.

Наименование

Год

Производство рублей

Импорт рублей

Доля импорта

Машины

1850

423 390

2 315000

84,5

1860

846 215

8 526 653

1870

27 391 755

37 576 654

57,8

Как видно из таблицы, 84,5 процента машин при Николае 1 ввозилось из-за границы, этот показатель к 60 году поднялся до 90,1%. После отмены крепостного права машиностроение в России сделало гигантский скачок, за десятилетие производство увеличилось более чем в 32 раза, резко расширился внутренний рынок сбыта машин, в данном случае сказался эффект малой базы, но однако рывок впечатляющий. В указанный период происходила промышленная революция в России, повсеместно в производство и на транспорте внедрялись паровые двигатели, и другие машины, энергия пара заменяла мускульную силу. Зависимость от экспорта этого вида продукции снизилась до 57,8 процента. Эти показатели были достигнуты в условиях, когда 92 процента вывоза из страны составляло сырье для фабричной обработки. Это о бстоятельство ставило крупные интересы нашей отпускной торговли в разлад с политикой развития промышленности в Российском государстве, так как отечественные купцы были сильно заинтересованы в развитии обрабатывающих производств заграницею.

Внутреннее производство и импорт фабрично-заводских товаров в целом. (млн. руб.) в период правления Александра 3

Год

Сумма внутренней заводско-фабричной производительности

Ценность заграничного ввоза

Доля импорта

в %

1881

1287

29,6

1882

1378

29,2

1883

1349

29,4

1884

1304

29,2

1885

1309

24,9

1886

1325

24,8

1887

1427

21,6

1888

1572

19,9

1889

1606

21,4

1890

1656

20,1

Из таблицы явственно заметен медленный рост внутреннего производства и уменьшения иностранного ввоза. К 1890 году доля импорта в этой сфере производства составляла 20,1 процент. Указанный процесс происходил без введения запретительных пошлин, путем естественного развития отечественного машиностроения и на этой базе замены импортных изделий. Спрос на продукты не домашнего производства оставался небольшим.

Внешняя торговля по всей империи 1873-1891. Экспорт ряда товаров.

Го-ды

Экспорт

Импорт

Сальдо торговли

Отпуск хлеба

Отпуск хлеба

Нефти

Сахара

Спирта

40%

Яиц

Млн. руб.

Млн. пуд.

тыс. вёдер

Млн. шт.

1881

1882

1883

1884

0,118

2340

1885

1886

1887

4,582

6506

1888

34,9

5,581

5335

1889

44,8

4,971

4021

1890

48,1

3,313

4257

1891

54,2

7,578

4026

Судя по таблице, баланс внешней торговли Российской империи был остро положительный. В целом такое положение с внешней торговлей означало вывоз капитала из России. Начиная с 1883 года, из страны было вывезено не компенсированных товаров на сумму 1534 млн. рублей серебром. Эта цифра представлена официальной имперской статистикой, в реальности вывоз превышал официальный уровень более чем в два раза. Денежная выручка за экспортные товары аккумулировалась на счетах заграничных банков. И затем через систему счетов тех же банков поступала в Россию виде иностранных займов. Важнейшей статьей импорта являлся хлеб.

В 1891 году, ввиду неурожая, вывоз ржи и отрубей (основной пищи голодающих низов) прекратили. Отпуск за границу пшеницы, спирта (выделанного из зерна), яиц, сахара продолжался. В голодный год было поставлено за границу 176 млн.пудов пшеницы.

Среднегодовое производств и импортозависимость от определённых видов продукции.

Вид ресурса (продукции)

Годы

Собственное производство в год, руб.(1890)

Импорт в год (среднегодовая величина импорта), руб.

Доля импорта в потреблении, %

Соль, селитра

1884-1888

29 000 000

2 000 000

34,5

Уголь, сера

1884-1888

14 500 000

Производство свинца

1892

50 000 пуд.

1 600 000 пуд.

Машины

1880

72 289 200

67 345 477

48,2

1890

52 642 000

20 564 972

28,1

В т.ч. с/хозмашины

1879

3 981 шт.

4 000 шт.

50,1

1889

4 210 шт.

2 974 шт.

41,4

Металл. изделия

в т.ч. инструмент

1892

500 000

1 871 000

78,9

Косы и серпы

1892

275 000

1 757 000

86,5

Краски и химические продукты

1870

6 100 000

20 900 000

1880

7 300 000

39 100 000

84,3

1890

15 400 000

26 000 000

62,3

Пароходы речного флота

1885

799 шт.

570 шт.

41,6

Паровой торговый морской флот

1892

51 шт.

304 шт.

85,6

Уголь

1881;1890

18,8; 23,3

Как видно из таблицы, по производству свинца не удалось преодолеть импортозависимость, по машинам импортозависимость упала, но вместе с тем упало и внутреннее изготовление машин, что связано было с повышением цен на эти виды продукции. По инструменту и по простейшему сельскохозяйственному инвентарю (серпы, косы) так же не удалось преодолеть зависимость от иностранного ввоза. Оставалась высокая зависимость имперского хозяйства от иностранного производства красок, химической продукции, изготовлению морских и речных судов.

Была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).
В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.

Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.

В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.

Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.
В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.
90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.

Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность, вместе взятые.

С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.

Транспорт.
Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России .

Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.
Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Бурно развивался внешний рынок. В начале 90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн. руб. ежегодно. Активный внешнеторговый баланс был достигнут в основном благодаря протекционистской тарифной политике государства. В 80-х годах трижды повышались ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г.- на импорт чугуна. Во второй половине 80-х годов между Германией и Россией началась таможенная война: на ограничение ввоза в Германию своей сельскохозяйственной продукции Россия ответила повышением ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей промышленности.
Первое место в экспорте прочно занимал хлеб.
На второе место, вытеснив шерсть, вышел лес.

Быстрыми темпами рос вывоз промышленных товаров, который достиг 25% всего экспорта. В импорте в середине 90-х годов на первое место вышли машины, на втором месте был ввоз хлопка-сырца. Затем шли металл, уголь, чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России была Германия (25% российского экспорта, 32% импорта). На второе место отодвинулась Англия (20% экспорта и 20% импорта). Третье место в российском экспорте занимала Голландия (11%), в импорте - США (9%).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook