Современные наукоемкие технологии. Основные мероприятия защиты от шума Снижение уровня звука протяженными экранами-стенками

Нормирование шума

Нормирование шума ведется в двух направлениях: гигиеническое нормирование и нормирование шумовых характеристик машин и оборудования (технологическое).

Действующие в настоящее время нормы шума на рабочих местах регламентируются СанПиН 2.2.4/2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» и ГОСТ 12.1.003. «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности».

В соответствии с СанПиН 2.2.4/2.1.8.10–32–2002 предельно допустимые уровни шума нормируются по двум категориям норм шума: ПДУ шума на рабочих местах; ПДУ шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах

Для ориентировочной оценки шума принимают уровень звука, определяемый по так называемой шкале А шумомера в децибелах – дБА.

Указанные документы устанавливают допустимые уровни шума в рабочих помещениях различного назначения. При этом зоны с уровнем звука выше 80 дБА считаются опасными, их необходимо обозначать специальными знаками, работающих в этих зонах снабжать средствами индивидуальной защиты.

Максимальный уровень звука для колеблющегося и прерывистого шума не должен превышать 110 дБА. В зонах с уровнем звукового давления свыше 135 дБА запрещается даже кратковременное пребывание людей.

На различное производственное оборудование и машины стандартами установлены предельные уровни шумовых характеристик (станки, компрессоры, ткацкое и др. оборудование).

Действуют также и стандарты, устанавливающие методы определения шумовых характеристик.

Стандартами установлено, чтобы в технической документации указывались шумовые характеристики машин.

Борьба с шумом на производстве осуществляется комплексно и включает меры технологического, санитарно-технического, лечебно-профилактического характера.

Классификация средств и методов защиты от шума приведена в ГОСТ 12.1.029–80 ССБТ «Средства и методы защиты от шума. Классификация», СНиП II–12–77 «Защита от шума», которые предусматривают защиту от шума следующими строительно-акустическими методами:

а) звукоизоляция ограждающих конструкций, уплотнение притворов окон, дверей, ворот и т.п., устройство звукоизолированных кабин для персонала; укрытие источников шума в кожухи;



б) установка в помещениях на пути распространения шума звукопоглощающих конструкций и экранов;

в) применение глушителей аэродинамического шума в двигателях внутреннего сгорания и компрессорах; звукопоглощающих облицовок в воздушных трактах вентиляционных систем;

г) создание шумозащитных зон в различных местах нахождения людей, использование экранов и зеленых насаждений.

Защита работающих от шума может осуществляться как коллективными средствами и методами, так и индивидуальными средствами.

Основные методы защиты от шума:

1. Снижение шума в источнике

Причины: механические, аэродинамические, гидродинамические и электромагнитные явления, обусловленные конструкцией и характером работы машин, неточностями в изготовлении и т.д.

Для снижения шума в источнике используется:

Замена ударных механизмов безударными;

Использование малошумных соединений;

Замена металлических деталей пластмассовыми;

Замена подшипников качения на подшипники скольжения

Изменение режимов работы;

Смазка и т.д.

Это наиболее эффективные мероприятия, т.к. борьба с шумом после его возникновения обходится дороже и часто является малоэффективной.

2. изменение направленности излучения шума

Соответствующая ориентация установок по отношению к рабочим местам или жилым домам.

Этот способ применяется в том случае, когда работающее устройство (машина, агрегат, установка) направленно излучает шум. Примером такого устройства может служить труба для сброса в атмосферу сжатого воздуха в сторону, противоположную рабочему месту.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Человек с самого рождения окружен шумом и вибрациями или колебаниями и в течение всей своей жизни находится под их воздействием. Едет ли он в трамвае, автобусе, метро или на лошади, при движении он ощущает не только шум, но и вибрации; находится ли он в помещении или на открытом воздухе, он слышит шумы, звуки (разговор, музыку и т.п.). По мере развития техники шум все больше окружает человека в повседневной жизни, поэтому антропогенный шум является одним из объектов загрязнения окружающей средств. С точки зрения санитарно-гигиенических условий шум и вибрации влияют на сердечно-сосудистую и двигательную систему, вызывают рассеивание и утомляемость человека, снижают его функциональные возможности.

Проблема борьбы с шумом во всех ее проявлениях в строительной практике была и остается актуальной. Особенно она обострилась в последние годы в связи со значительно возросшей интенсивностью транспортного движения. Каждый день на улицы выезжают тысячи автомобилей. Возросли мощности двигателей, скорости, что также послужило причиной увеличения транспортного шума. Источниками шума в жилых и общественных зданиях является шум улицы с его непрерывным и монотонным характером. Особенно беспокоит этот шум тех жильцов, квартиры или дома которых выходят на улицы.

Шумозащищенные здания

Если здание расположено на главной улице (магистрали) с большим движением, которое почти не уменьшается в течение суток, то в этом случае оно находится в самых невыгодных условиях. В помещениях, находящихся в зданиях, расположенных на площади, имеющих скверы с большими деревьями, шум значительно ниже, особенно это наблюдается летом, когда деревья покрыты листвой.

Кроме уличных шумов, источниками шума в здании могут быть бытовые шумы: включение радио и другой аппаратуры на большие мощности, громкие разговоры или ремонтные работы в квартире. Но могут быть и шумы от обслуживающих механизмов, например работа лифта, электромотора, неисправности в системе водоснабжения. Дело в том, что в городах построено большое количество панельных и каркасно-панельных домов, которые очень хорошо передают по этажам и помещениям любой шумовой эффект Внутри жилого дома во многих случаях этому способствует обильная радиотехническая начинка», неисправность санитарно-технической системы, конструкции стен, например бетонные дома и его перекрытия. Поэтому проектируются экспериментальные шумозащитные дома. Такие дома защитят от шума не только квартиры, но и внутриквартальное пространство.

Сложились два направления в проектировании шумозащитных многоэтажных жилых зданий. Первый связан с улучшением звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций жилого дома - наружных стен, окон и дверей, второй - с приемами планировки дома, секции, квартиры.

Шумозащитные двери

По сути, любая дверь - звукоизоляционная. Правда, при этом не каждая дверь защищает от шума одинаково эффективно. Если требуется устранить всего несколько децибелов, то будет достаточно и обычной картонной двери. Дверь из ДСП или ПВХ-профиля способна избавить от шума в 27-30 дБ. А это значит, что в этом случае подъездный шум не проникнет внутрь (человеческое ухо не воспринимает шум меньше 15 дБ). Когда же речь идет о специальных помещениях, таких, как, например, студии звукозаписи, то к дверям предъявляются более высокие требования по звукоизоляции. Правда, при этом следует помнить, что делать дверь более шумостойкой, чем стены и перекрытия, бессмысленно.

Вести речь о шумозащитной двери имеет смысл только тогда, когда должным образом обеспечена звукоизоляция стен, окон и перекрытий. В особенности это важно для помещений с облегченными межкомнатными перегородками (например, из ГКЛ), там можно поставить самую глухую дверь, но все равно все происходящее за перегородкой будет слышно. При всех прочих равных условиях - чем дверь толще и тяжелее, тем лучше она защищает от шума. Например, толстая свинцовая дверь не пропустит почти ни одного звука. Но согласитесь, что дверь с таким весом в типовых домах ставить абсурдно. Сравнительно же легкая, в пределах 80 кг, дверь из ДСП или МДФ способна защитить от шума, не превышающего 30-40 дБ.

Как утверждают специалисты, массивная дверь из дуба или сосны значительно снижает уровень шума. Помимо этого достаточно неплохими противошумными свойствами обладают противопожарные двери: внутри них заложен теплоизолятор, который одновременно является и хорошим звукоизолятором. К примеру, звукоизоляция противопожарных дверей немецкой фирмы Hermann - в пределах от 36 до 45 дБ.

Стальные двери отличаются звукоизоляционными качествами, если между стальными листами проложен изолятор (в идеале - минеральная вата). Что важно иметь в виду - без такого изолятора стальной лист может, наоборот, усиливать шум. И все-таки, если есть желание и потребность более надежно защититься от шума, можно и из самой обычной двери сделать шумозащитную.

Рис. 2 - Стальные двери

Снижение звукопроницаемости обычной двери

Простейший способ заключается в том, чтобы оббить дверь натуральной кожей или дерматином, проложив под обивку слой (или несколько слоев) синтепона или ватина. При этом, чем толще будет «мягкая подушка», тем меньше шума пройдет сквозь дверь. Лучше всего оббить дверь с обеих сторон. В дополнение можно оббить дверь деревом либо листом ДСП, но помните, что в этом случае дверь становится более тяжелой и ее лучше дополнить еще одной или двумя петлями.

Более сложный вариант конструкции - когда устанавливаются две двери с тамбуром между ними. Воздушная прослойка в тамбуре снизит уровень шума в значительной степени.

Так же хорошо снижают уровень шума уплотнительные прокладки, которые закрывают зазоры между дверным полотном и дверной коробкой. Крепятся они к дверному полотну таким образом, чтобы на двери образовался выступ, прикрывающий край дверной коробки. Такие двери с уплотнительными прокладками пропускают шум на 30-40% меньше обычных.

Шумозащитные окна

Обычные стеклопакеты, которые используют в окнах ПВХ, позволяют сократить уровень шума на 31 дБ. Шумозащитные окна имеют дополнительный алюминиевый профиль с внешней стороны. Шумозащитные окна разработаны специально для суровых условий эксплуатации и превышает все технические показатели обычных пластиковых окон. Дополнительная камера, которая образуется благодаря добавочному алюминиевому профилю с внешней стороны, не только прекрасно борется с шумом, но также увеличивает теплоизоляцию помещения.

Шумозащитные экраны

Шумозащитные экраны состоят из металлических конструкций с панелями из поликарбоната. Они могут монтироваться как отдельно стоящий забор - с несущими колоннами и фундаментом или как дополнение к уже существующему забору, увеличивающее его высоту.

Особенности шумозащитных экранов

Основой акустических экранов является металлическая стойка и полимерная плита и поликарбоната, который и выполняет звукоизолирующую функцию. Благодаря уникальным свойствам этого материала, шумозащитные экраны устойчивы к ультрафиолетовому излучению, растворам солей, кислот, лугов и прочих химических веществ. Кроме того, такие плиты не изменяют свои свойства со временем, потому эффективность их звуковой защиты не становится ниже.

Шумозащитные экраны очень удобно монтировать. Если сама конструкция панели выполнена правильно, на ее монтаж в среднем уходит не более 10 минут. Устанавливая шумозащитные экраны, важнее всего разместить полотна так, чтобы не нарушилась акустическая герметичность, причем современные модели можно поворачивать под любым удобным углом не опасаясь этого.

Характеристики шумозащитных заборов и шумозащитных экранов

По своим типам шумозащитные заборы и экраны делятся на шумоотражающие и шуморассеивающие. Примером шумоотражающего забора может служить обычный забор из бетонных плит. Забор из сендвич панелей является шуморассеивающим забором. Применение шумоотражающих заборов не всегда возможно, такие заборы, например, нельзя устанавливать вдоль железных дорог, так как в данном случае, весь шум будет отражаться обратно к железной дороге, что будет влиять на комфорт пассажиров. Шуморассеивающие заборы и экраны, напротив, не отражают, а поглощают и рассеивают шум, выглядят эстетично и современно, намного легче по весу, а значит - требуют менее надежных опор.

Основной характеристикой шумозащитного забора является степень снижения уровня шума. В цифровом выражении данная характеристика выражается в децибелах. Например, говорят, что шумозащитный забор снижает уровень шума на 30 dB. Прежде чем заказывать шумозащитный забор следует проанализировать источники шума, которые Вам мешают, и определиться с типом и высотой забора.

Биопозитивные шумозащитные стены

С учетом наибольшей эффективности шумозащиты и простоты возведения на магистралях целесообразны биопозитивные шумозащитные стены. Их рекомендуется проектировать таким образом, чтобы отношение высоты к толщине поперечного сечения в нижней части стены составляло 3:1...5:1. Разработаны различные конструкции шумозащитных озеленяемых подпорных стен из сборного или монолитного железобетона. Конструктивно они представляют собой железобетонные емкости с отверстиями, заполненные естественной или искусственной грунтовой смесью с высаженными в нее растениями. Корни проникают через отверстия в естественный грунт, поэтому не требуется специальная поливка. На фасадах озеленяемой шумозащитной стены, после того как растения укрепятся и вырастут, видна сплошная завеса из листьев (в теплое время года) или вьющиеся ветки растений на фоне железобетонных плоскостей (в холодное время). Для архитектурной выразительности рекомендуется предусматривать шумозащитные стены с декоративной поверхностью (волнообразный рельеф и др.).

Варианты конструкций шумозащитных озеленяемых стен:

Стойки с шагом 4...6 м, защемленные в фундаменте или грунте, с введенными в их пазы наклонными плоскими плитами рельефной поверхности. В них могут быть выполнены сквозные отверстия диаметром 5...10 см, в которые также можно высадить растения;

Коробчатые элементы, установленные один на другой и заполненные грунтом, причем на фасадных частях видны естественные откосы грунте, на которых высаживают растения;

Составные элементы, выполняемые из отдельных складок, монтируемых одна на другую с заполнением внутреннего пространства грунтом. В конструктивном отношении они подобны коробчатым:

Треугольные рамы с шагом 4...6 м, в пазы которых помещают вертикально расположенные плоские плиты с рельефной фасадной поверхностью. В этой конструкции грунтовая засыпка представляет собой объем, сечение которого увеличивается сверху вниз.

Шумозащита осуществляется в этих стенах, во-первых, за счет глушения массивными железобетонными стенами с грунтовым заполнением; во-вторых, переориентацией звука неплоской поверхностью стен; в-третьих, глушением шума озеленением.

Шумозащитные заборы

Для всех населенных пунктов, которые расположены близко к автомобильным трассам или железнодорожным линиям, привычна проблема высокого уровня шума. В этой ситуации владельцы усадеб вынуждены спасаться от громкого шума при помощи всех возможных способов. Чаще всего высокий глухой забор - это еще не достаточно для того, чтобы защитить Ваш дом и участок, по этой причине приходится прибегать к дополнительным мерам - привлекать специальные конструкции и материалы. Одним из вариантов создания шумозащитного забора являются многослойные панели. Внешние их поверхности представлены металлическими профнастилами, а между ними расположен пеноизол или плиты из минеральной ваты. Такая панель одновременно выполняет две функции - отражает и одновременно поглощает звук, то есть является полноценной шумозащитной системой. В готовом виде панель не продается, ее уже на месте собирают представители фирм, которые специализируются на строительстве заборов. Высоту ограждения рассчитывают по определенной схеме: между точкой верхушки конька крыши, а также предполагаемой наивысшей точкой расположения грузовиков на дороге проводят воображаемую линию, которая должна перекрываться забором. Верхнюю часть конструкции обязательно оборудуют звукоотбойником.

Во втором варианте создают звукоотражающую поверхность из камня. В этом случае основа каменного забора может быть выполнена из пенобетона, а вот облицовка выполняется из камня - либо искусственного, либо натурального. Камень укладывается неровно с имитацией сланцевых поверхностей. Чем больше у стены мелких и частых неровностей, тем больше она рассеивает шума.

В последнем варианте используется поликарбонатный лист толщиной больше восьми миллиметров. Помимо прочности этот материал характеризуется достаточно неплохим звукопоглощающим свойством. Если Вы желаете создать более интересную с декоративной точки зрения конструкцию, то Вы можете комбинировать поликарбонат с древесиной.

Шумозащитные мероприятия

Решение следует искать путем предварительного анализа акустического режима примагистральных территорий, оценки существующих и прогнозных шумовых характеристик магистрали и акустического воздействия на здания первого фронта застройки, а также разработки шумозащитных мероприятий, обеспечивающих нормативный акустический режим. В реальных условиях реконструкции магистральных улиц практически невозможно обеспечить допустимые уровни шума на примагистральной территории многоэтажной жилой застройки, поэтому основной акцент должен быть сделан на шумозащиту жилых помещений и сохранение жилищного фонда. При этом шумозащитные мероприятия могут составить весьма существенную долю в смете проекта реконструкции городской автомагистрали.

Акустический расчет территорий планируемых магистралей ещё на этапе проектирования позволяет минимизировать затраты на шумозащитные мероприятия. Известные методики акустического расчета территорий по СНиП II-12-77 «Защита от шума» и «Руководству по учету в проектах планировки застройки городов требований снижения уровней шума» предполагают графоаналитический расчет шумовой характеристики магистрали с построением карт шума. Современные компьютерные технологии позволяют использовать эффективные методики численного расчета шумового загрязнения городской застройки. Они предполагают численное моделирование процесса распространения шума, что является трудоемкой в вычислительном плане задачей. Альтернативой является подход, основанный надискретизации исследуемой области и энергетическом суммировании шума в исследуемых точках с использованием GIS. Для некоторой выбранной точки на территории производится суммирование энергии от дискретных точечных источников. Автомагистраль является линейным источником шума и представляется как совокупность точечных источников. В расчете распространения энергии шума учитывается эффект затухания в зависимости от расстояния, а также дифракция и отражение звука, т.е. влияние источников, не находящихся в области прямой видимости. Данный подход потенциально ведет к некоторому снижению точности вычислений из-за дискретизации. Однако этот недостаток компенсируется тем, что все расчеты можно проводить средствами самой GIS, и это позволяет совместить решение транспортной и планировочной задач с оценкой влияния шумового загрязнения.

шумозащитный дверь экран звуконепроницаемость

Рис. 3 - Шумозащитные мероприятия. Зеленые насаждения

Заключение

Большинство территорий городов постоянно отмечается повышенный уровень шума. Основной источник шумового загрязнения города - это по-прежнему автотранспорт, его доля в общем шуме составляет 70 - 80%. Следующим по площади подверженных этому загрязнению городских территорий и уровню шума следуют железнодорожный и авиатранспорт, строительные площадки и предприятия промышленности. Проблема шумового загрязнения остро встала во всех крупных городах мира.

Конечно, полностью избавиться от такого рода загрязнения, живя в городе, невозможно. Экология современного города подразумевает среди прочего систему мероприятий по повышению акустического комфорта его горожан. Планировка улиц в идеале проводится с учетом достаточного расстояния между транспортными магистралями и жилыми домами. Далее, необходимо строить скоростные объездные дороги для транзитного транспорта, грамотно перераспределить транспортные потоки из центра города на окраины. Именно из-за скопления огромного числа транспортных потоков центральная часть является своеобразным эпицентром шумового загрязнения города. Ученые совершенствуют технологии шумопоглощения, работают над созданием новых шумопоглощающих материалов, которые можно было бы использовать на шумных производствах и в строительстве жилых зданий.

Список используемой литературы

1. Экологические альтернативы НТР. Олейников Ю.В. М., Наука, 1987.

2. Города и окружающая среда. Космические исследования. М., Мысль, 1982.

3. Архитектура промышленных зданий. Михеев А.П. М., Интеграл «А», 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Защита общественных зданий от транспортного шума с помощью градостроительных, архитектурно–планировочных, организационных и конструктивных мероприятий. Источники шума в автомобиле. Применение придорожных шумозащитных экранов в виде вертикальных стенок.

    практическая работа , добавлен 21.01.2013

    Сертификация строительства жилых зданий. Повышение эффективности использования энергии в системах тепло- и водоснабжения зданий, совершенствование архитектурно-планировочных решений. Безопасность зданий и сооружений: сейсмостойкость и экологичность.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Экологический шум как одна из форм загрязнения окружающей среды. Меры по снижению шума транспортных средств в источнике его возникновения. Показатели звукового воздействия на человека. Улучшение проектирования и звукоизолирующих характеристик зданий.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Анализ причин заболеваемости и материальные последствия. Мероприятия по снижению заболеваемости и улучшению медицинского обслуживания. Воздействие шума на здоровье человека. Мероприятия по борьбе с шумом. Снижение шума на пути его распространения.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Исследование разрушающего действия шума на организм человека и на природные сообщества, обитающие в городе. Регламентация законодательными нормами ограничений шумового воздействия в населенных пунктах. Проблемы шумового загрязнения в Красноярске.

    эссе , добавлен 21.11.2011

    Характеристика пределов огнестойкости строительных конструкций. Изучение классов пожарной опасности конструкции. Исследование способов повышения пределов огнестойкости и снижения пожарной опасности металлических конструкций. Обзор огнезащитных покрытий.

    реферат , добавлен 29.03.2016

    Влияние факторов среды населенных мест на здоровье человека. Разработка гигиенических нормативов и санитарных правил, обеспечивающих сохранение здоровья и благоприятные условия проживания населения. Требования к инсоляции жилых и общественных зданий.

    презентация , добавлен 07.02.2016

    Характер и степень влияния микроволнового электромагнитного излучения на системы зажигания бензиновых двигателей. Особенности шумового и электромагнитного воздействия на психологическое состояние человека, их разновидности и последствия, пути снижения.

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Определение эвакуации как вынужденного вывода людей из зоны, в которой возможно воздействие на них опасных факторов пожара. Характеристика основных средств пожаротушения. Техника использования огнетушителей и их классификация на углекислотные и пенные.

    презентация , добавлен 12.11.2011

    Расчет ожидаемых уровней звукового давления в расчетной точке и требуемого снижения уровней шума. Расчет звукоизолирующей способности перегородки и двери в ней, подобрать материал для перегородки и двери. Расчет звукоизолирующих ограждений, облицовки.

Назад к основному рубрикатору: Звукоизоляция. Акустика. Вопросы-ответы

1. Что является основным источником шума в населенных пунктах?

Источником шума в населенных пунктах, оказывающим наибольшее воздействие на жилую застройку, является, в основном транспорт.

Транспортный шум особенно возрос за последние десятилетия. Города, планировка и застройка которых складывалась веками, оказались неприспособленными к движению по улицам большого количества транспортных средств, а жилая застройка оказалась не защищенной от транспортного шума. Формируется транспортный кризис, который особенно обострился в связи с небывалым ростом численности автомобилей.

2. Каковы источники внешнего шума в городах?

Города насыщены многочисленными источниками шума, которые могут быть условно разбиты на две большие группы: отдельные источники и комплексные источники, состоящие из ряда отдельных источников.

К отдельным источникам шума относятся единичные транспортные средства, электрические трансформаторы, заборные или вытяжные отверстия систем вентиляции, установки промышленных или энергетических предприятий и др.

К комплексным источникам шума относятся транспортные потоки на улицах или дорогах, потоки поездов на железной дороге, промышленные предприятия с многочисленными источниками шума, спортивные или игровые площадки и др.

Защита от шума может осуществляться как в источнике возникновения шума, так и по пути его распространения. Для успешного принятия тех или иных мер необходимо знать шумовые характеристики источников.

3. Каковы основные методы по защите от внешних источников шума в городах?

Решение проблем защиты от шума в городах при наличии автомобильного транспорта требует коренной реконструкции улично-дорожной сети и изменения сложившихся принципов застройки кварталов.

Для защиты от внешних источников шума в городах используют следующие основные методы. В источнике шума - инженерно-технические и организационно-административные. По пути распространения шума в городской среде от источника до защищаемого объекта - градостроительные и строительно-акустические. В объекте шумозащиты - конструктивно-строительные (повышение звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций зданий и сооружений) и планировочные.

4. Каковы основные принципы защиты жилой застройки от шума?

Это сложная проблема, которую нужно решать архитектурными средствами путем проведения комплекса градостроительных и строительно-акустических мероприятий. При разработке технико-экономического обоснования, генерального плана города, детальной планировки его районов, а также проектов застройки жилых микрорайонов необходимо в первую очередь предусматривать градостроительные меры снижения шума в застройке. Это позволит в некоторых случаях обойтись без специальных строительно-акустических мероприятий по защите от шума или же снизить затраты на их проведение.

Кнаиболее эффективным строительно-акустическим средствам снижения шума относятся экраны, шумозащитные здания и шумозащитные окна.

5. Каковы средства, с помощью которых реализуют методы шумоглушения?

Во-первых, это рациональное решение планировки здания таким образом, чтобы все помещения, связанные с возникновением того или иного шума, были сосредоточены в одном месте и удалены от рабочих и жилых помещений. Так, в жилых и общественных зданиях котельные, машинные отделения лифтов, лифтовые шахты и мусоропроводы, насосные, помещения с вентиляторами, столовые, буфеты и т.д. не должны примыкать к жилым и рабочим помещениям.

Жилые комнаты многоэтажных жилых домов, общежитий и гостиниц, рабочие комнаты административных зданий, палаты больниц и санаториев, классы и аудитории учебных заведений должны быть отделены от лестничных клеток вспомогательными помещениями (кухнями, ванными, коридорами и т.п.). Гимнастические залы, мастерские и другие шумные помещения в учебных заведениях не должны располагаться в непосредственной близости от классов, аудиторий и лабораторий.

Основным средством для защиты помещений жилых и общественных зданий от шума является надлежащая звукоизоляция ограждающих конструкций, которая должна обеспечивать соблюдение нормативных требований по звукоизоляции. Во многих помещениях общественных зданий целесообразно устройство звукопоглощающих облицовок, например в протяженных помещениях типа коридоров в школах, больницах, гостиницах, что предотвращает распространение шума вдоль них.

Для снижения шума в машинописных бюро, счетных станциях, вычислительных центрах, административных помещениях, ресторанах, залах ожидания железнодорожных вокзалов и аэровокзалов, магазинах, столовых и т.д. необходимо предусматривать звукопоглощающие покрытия стен и потолков.

В большинстве систем вентиляции общественных зданий необходимо применение глушителей шума. Конструкции глушителей могут иметь различные решения. Наиболее простые из них устроены в виде канала, облицованного внутри звукопоглощающим материалом. Кроме того, применяются пластинчатые, состоящие из ряда параллельных звукопоглощающих пластин, разделенных воздушными промежутками, сотовые, камерные и др.

Вибрации различных машин инженерного и санитарно-технического оборудования, передающиеся конструкциям, на которых оно установлено, или подходящим к нему коммуникациям, являются причиной возникновения структурного шума, распространяющегося по конструкциям здания или даже по грунту на большие расстояния и излучаемого в виде воздушного шума ограждениями в удаленных тихих помещениях.

Значительного ослабления этого шума можно добиться, принимая меры по предотвращению распространения структурного шума путем установки агрегатов на виброзвукоизоляторах, выполняемых, например, из пружинных или резиновых амортизаторов.

Необходимо также принимать меры по исключению жестких контактов виброзвукоизолированного агрегата с внешними коммуникациями. Для этого следует предусматривать резиновые вставки в трубопроводах, подходящих к насосным установкам, брезентовые или резиновые вставки в местах присоединения воздуховодов к вентилятору, компенсационные петли на проводах питания электродвигателей и др.

6. Каковы градостроительные методы и средства защиты от шума?

Значительное снижение шума в жилой застройке может быть обеспечено строгим соблюдением требований строительных норм и правил по планировке и застройке городов и других населенных пунктов. Прежде всего, необходимо предусматривать четкое функциональное зонирование территории с отделением селитебных, лечебных и рекреакционных зон от промышленных и коммунально-складских зон и основных транспортных коммуникаций. Расстояния от границ промышленных предприятий, являющихся источниками внешнего шума, до жилых зданий, общежитий, гостиниц, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, больниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов не должны быть менее указанных в табл.

Таблица


7. Существуют ли нормативы по размещению аэродромов относительно населенных пунктов?

Новые аэропорты и аэродромы необходимо размещать за пределами городов и других населенных пунктов. Наименьшее расстояние от границ аэродрома до границ селитебной территории следует принимать в зависимости от класса аэродрома, расположения взлетно-посадочных полос и трасс полета относительно населенного пункта по табл.3.8

Таблица 3.8

Наименьшие расстояния от границ аэродромов до границ селитебных территорий

Направление оси взлетно-посадочной полосы относительно населенного пункта

Трасса полета самолетов относительно населенного пункта

Расстояние в зависимости от

класса аэродрома, км

I и внеклассный

Пересекает

Пересекает

То же

Не пересекает

Не пересекает

То же

Возможность уменьшения разрывов между аэродромом и селитебной территорий по сравнению с указанными в табл. 3.8 при условии проведения специальных организационно-технических мероприятий (сокращение ночных операций, специальные приемы пилотирования и др.), а также применения шумозащитных жилых зданий должна быть подтверждена расчетом.

8. Какие существуют нормативы по расположению транспортных магистралей относительно жилой застройки?

Расстояние от новых железнодорожных линий и станций при новом строительстве до границ участков жилой застройки без применения специальных средств шумоглушения должно быть не менее 200 м для железнодорожных линий I и II категорий, не менее 150 м для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м для станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

Расстояние от автомобильных дорог I и II категорий до границ участков жилой застройки при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 200 м, а от автомобильных дорог III и IV категорий - не менее 100 м.

Расстояние от автомобильных дорог I и II категорий до границ земельных участков санаторно-курортных учреждений, больниц и домов отдыха при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 500 м, а от автомобильных дорог III и IV категорий – не менее 250 м.

Расстояние от границ территории морских и речных портов до границ участков жилой застройки при отсутствии специальных средств шумоглушения должно быть не менее 100 м для пассажирского района порта и не менее 300 м для грузового района порта.

Целесообразно предусматривать совмещение трасс железных и автомобильных дорог. Улицы и дороги должны быть строго дифференцированы по назначению, скорости движения и составу транспортного потока с выделением основного объема грузового движения на специализированные магистрали. Территории жилых районов и зон отдыха не должны пересекаться скоростными дорогами и дорогами грузового движения. Скоростные дороги на этих территориях при соответствующем обосновании допускается размещать в выемках, тоннелях и на эстакадах. Последние должны быть оборудованы шумозащитными экранами или глухими ограждениями

9. Каковы принципы функционального зонирования застройки с учетом возможных шумовых нагрузок?

При проектировании сети улиц и дорог следует предусматривать максимально возможное укрупнение межмагистральных территорий, уменьшение числа перекрестков и других транспортных узлов, замену их Т-образными примыканиями, устройство плавных криволинейных сопряжений улиц. При отсутствии специальных средств шумоглушения жилая застройка должна располагаться на расстоянии не менее 150 м от края проезжей части скоростных дорог и дорог грузового движения, не менее 125 м от магистральных улиц общегородского значения, не менее 75 м от магистральных улиц районного значения и не менее 25 м от жилых улиц. Жилые улицы целесообразно проектировать тупиковыми, предусматривая в конце каждого тупика круглые площадки для разворота автомобилей. Трассировка проездов должна обеспечивать связь жилых и общественных зданий с улицами и не допускать сквозного проезда автомобильного транспорта через территорию микрорайона. При трассировке магистральных улиц и дорог следует использовать шумозащитные свойства рельефа местности - холмов, оврагов, балок и т.п.

Функциональное зонирование селитебной территории должно предусматривать размещение предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений коммунального хозяйства, организаций и учреждений управления, финансирования и предприятий связи в зоне, примыкающей к источникам шума. Жилую застройку, детские ясли-сады, учреждения здравоохранения, дома-интернаты для престарелых необходимо размещать в зоне, наиболее удаленной от источников шума.

При разноэтажной застройке следует соблюдать принцип постепенного наращивания этажности жилых домов в глубину межмагистральной территории. Здания торгово-общественных центров и блоков обслуживания, размещаемые на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей, целесообразно объединять в единые протяженные комплексы. Такое решение позволяет использовать комплексы учреждений первичного, повседневного и периодического обслуживания в качестве эффективных шумозащитных экранов и одновременно значительно расширяет сферу их действия, делая удобными для попутного пользования при движении населения на работу и с работы.

Помещения административных, общественных и культурно-просветительных учреждений с повышенными требованиями к акустическому комфорту - конференц-залы, читальные залы, зрительные залы театров, кинотеатров, клубов и т.п. – следует размещать на противоположной от источников шума стороне зданий, отделяя их коридорами, фойе, залами кафе и буфетов, подсобными помещениями.

При необходимости размещения жилой застройки на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей следует располагать специальные шумозащитные жилые здания . Для обеспечения акустического комфорта на территории микрорайонов желательно применять композиционные приемы группировки жилых зданий, основанные на создании замкнутого пространства. Не рекомендуется применение приемов группировки жилых зданий с раскрытием пространства микрорайона в сторону источников шума. Например, постановка жилых зданий торцами к магистральной улице значительно расширяет зону акустического дискомфорта.

10. В каких случаях эффективно применение шумозащитных полос зеленых насаждений?

В качестве дополнительного средства защиты от шума малоэтажной жилой застройки, площадок отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадок детских дошкольных учреждений и участков школ следует предусматривать формирование вблизи источников шума специальных шумозащитных полос зеленых насаждений. Чтобы такие полосы обладали заметной эффективностью, кроны деревьев должны плотно примыкать друг к другу; пространство под кронами рекомендуется заполнять зеленой массой кустарников. Ширина полос должна быть не менее 10 м. Некоторое повышение шумозащитной эффективности достигается при расчленении полосы в продольном направлении на несколько частей с просветами между ними шириной 3-4 м.

В качестве зеленых насаждений следует использовать породы быстрорастущих крупноразмерных деревьев с густоветвящейся низкоопущенной плотной кроной. Полосы из хвойных пород деревьев наиболее эффективны и обладают круглогодичным действием. Однако в городских условиях эти деревья растут плохо, поэтому их следует объединять с деревьями лиственных пород.

11. Что такое шумозащитные экраны и какова их эффективность?

Экраны. Понятие "экран" принято относить к любым препятствиям на пути распространения шума. Экранами могут служить придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки, а также искусственные и естественные элементы рельефа местности: земляные валы, насыпи, холмы, откосы выемок, оврагов и т.д. Экранами могут служить также здания, в помещениях которых допускаются уровни звука более 40-50 дБА (здания предприятий бытового обслуживания населения, торговли, общественного питания, коммунальных предприятий и др.), жилые и общественные здания с усиленной звукоизоляцией наружных ограждающих конструкций и с централизованными или индивидуальными устройствами приточной вентиляции, совмещенными с глушителями шума, а также жилые здания, в которых со стороны источника шума расположены окна подсобных помещений.

Таблица

Снижение уровня звука протяженными экранами-стенками

Расстояние между экраном и расчетной точкой, м

Высота экрана, м

Снижение уровня звука экраном, дБА

12. Какие типы экранов особенно эффективны при борьбе с транспортными шумами?

В мировой практике борьбы с транспортными шумами наиболее широко применяются экраны-стенки, земляные валы и их комбинации. Необходимая шумозащитная эффективность экранов обеспечивается варьированием их высоты, длины, расстояния между источником шума и экраном. Снижение уровня звука экраном-стенкой в расчетных точках, расположенных на границе звуковой тени, т.е. на продолжении прямой линии, соединяющей акустический центр источника шума с вершиной экрана, составляет около 5 дБА.

Поэтому для обеспечения более высокой акустической эффективности вершина экрана должна возвышаться над прямой линией, соединяющей акустический центр источника шума с расчетной точкой. При проектировании экрана-стенки вдоль транспортной магистрали для ориентировочных расчетов повышение его эффективности с увеличением высоты можно принимать равным в среднем 1,5 дБА на 1 м.

Для увеличения акустической эффективности экрана и уменьшения его высоты расстояние между источниками шума и экраном рекомендуется принимать минимальным с учетом обеспечения безопасности движения и нормальной эксплуатации дороги и транспортных средств. Ориентировочные значения снижения уровня звука протяженными экранами-стенками на высоте 1,5 м от уровня поверхности территории при расстоянии между краем проезжей части дороги и экраном, равном 3 м, приведены в табл. 3.9. Такие значения акустической эффективности сохраняются при угле видимости экранированного участка улицы из расчетной точки не менее 160°.

В настоящее время известно множество конструкций экранов-стенок. Наиболее распространенными материалами, применяемыми для их строительства, являются бетон и железобетон. Используются также сталь, алюминий, различные пластические материалы, дерево и др. Необходимая поверхностная плотность экрана-стенки зависит от требуемой акустической эффективности и обычно не превышает 20 кг/м 2 .

13. Какие дополнительные требования предъявляют к экранам-стенкам?

При проектировании экранов-стенок необходимо наряду с требуемой акустической эффективностью обеспечивать ряд других требований к ним. Экраны должны быть долговечными, стойкими к атмосферным воздействиям и вредному влиянию выхлопных газов, выдерживать снеговые, ветровые и сейсмические нагрузки. Они должны отвечать эстетическим требованиям, быть транспортабельными, простыми при возведении, монтаже и эксплуатации. Конструкции отдельных элементов экранов должны обеспечивать плотное их примыкание между собой для создания акустически непрозрачного экрана.

Установка экранов-стенок с акустически жесткой поверхностью с одной стороны от источника шума вызывает некоторое повышение уровня звука на противоположной стороне за счет вклада отраженной от экрана звуковой энергии. Например, при расположении экрана-стенки высотой 5 м вдоль автомобильной дороги уровень звука на противоположной стороне дороги в зависимости от расстояния от бордюра повышается на 1-2 дБА. При установке экранов-стенок с акустически жесткой поверхностью вдоль обеих сторон автомобильной дороги акустическая эффективность экранов снижается на -5 дБА в зависимости от расстояния между экраном и транспортным потоком.

14. Каким образом может быть повышена акустическая эффективность экранов-стенок?

Для устранения нежелательного действия звука, отраженного от поверхностей стенок, разработаны конструктивные решения экранов со звукопоглощающими облицовками. Звукопоглощающие материалы, используемые для облицовки экранов, должны обладать стабильными физико-механическими и акустическими показателями в течение всего периода эксплуатации, быть био- и влагостойкими, не выделять в окружающую среду вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха.

Для защиты звукопоглощающего материала от попадания влаги необходимо предусматривать покрытие в виде пленки. Снаружи экран со звукопоглощающей облицовкой необходимо защищать перфорированными листами из алюминия, стали или пластика

Акустическая эффективность экранов-стенок в определенной степени зависит от их формы. Наиболее эффективен Т-образный поперечный профиль экрана.

15. Каковы преимущества и недостатки шумозащитных земляных валов?

Земляные валы обладают рядом преимуществ перед экранами-стенками. Для их создания, как правило, используются излишки грунта, образующиеся при вертикальной планировке территории застройки и строительстве фундаментов зданий. Стоимость сооружения валов в 2-3 раза ниже затрат на строительство экранов-стенок. Кроме того, они придают магистралям живописный вид. В теле валов можно располагать гаражи, коллекторы и другие сооружения. Однако из-за необходимости устройства пологих откосов с уклонами 1:2 или 1:1,5 для их размещения требуются большие площади. Поэтому применение таких экранов целесообразно в основном в пригородных зонах, где примагистральные территории не лимитированы. В последние годы разработаны конструкции валов с облицовкой откосов бетонными или каменными элементами, что позволяет значительно увеличить крутизну откосов и соответственно уменьшить ширину валов.

16. В чем преимущества комбинированной шумозащиты: выемка+экран?

Размещение магистральных улиц и дорог в выемках дает возможность использовать их откосы в качестве шумозащитных экранов. Однако более эффективны комбинированные экраны, состоящие из выемки или земляного вала со стенкой поверху. В последние годы разработаны конструкции экранов-стенок с открытыми полостями для размещения земли и посадки вьющихся растений. С эстетической точки зрения такие экраны более приемлемы, чем традиционные экраны-стенки

17. Каким образом достигается шумозащита в специальных зданиях?

В условиях современных городов с массовой застройкой примагистральных территорий многоэтажными протяженными домами для защиты населения от транспортного шума наиболее целесообразно строительство специальных жилых зданий, которые принято называть шумозащитными или шумозащищенными .

По способам защиты от шума эти здания можно разделить на два типа. Первый – это дома со специальными архитектурно-планировочной структурой и объемно-пространственным решением.

Второй тип шумозащитных зданий предусматривает защиту помещений за счет повышения звукоизоляции наружных ограждающих конструкций, использования специальных вентиляционных устройств, совмещенных с глушителями шума. Поскольку наружные ограждения состоят из нескольких элементов – наружной стены, окон, балконных дверей, звукоизолирующие свойства которых резко различаются, их общая звукоизоляция полностью определяется наиболее слабыми элементами, т.е. окнами и балконными дверями. Возможны и комбинированные варианты шумозащитных зданий.

Для поддержания нормативного шумового режима в жилых районах борьба с шумом должна проводиться по основным трем направлениям:

В источнике шума - инженерно-техническими и организационно-административными методами;

По пути распространения шума - градостроительными и строительно-акустическими методами;

В объекте шумозащиты - конструктивно-строительными методами.
Внешними по отношению к селитебной территории г. Нягань являются железнодорожный транспорт, воздушный транспорт и потоки транзитного транспорта.

Шум от железнодорожного транспорта возникает при движении поездов и обработке их на сортировочных станциях. Уровни шума зависят от скорости движения, нагрузки вагонов, общего технического состояния составов, пути и т.д.

С учетом разветвления в районе станции эквивалентный уровень создаваемого шума (с учетом количества пар поездов) составляет 80 дБА. Снижение уровня шума до нормативной величины достигается на расстоянии 180-200 м.

С целью снижения уровня шума предусматривается создание санитарно-защитной зоны вдоль железнодорожного полотна с шумоза-щитным озеленением, ликвидация целого ряда подъездных путей.

Удаленный от города на 10 км аэропорт не оказывает влияние на общий шумовой фон.

Транзитные грузовые потоки направлены, в основном, на обходную дорогу, и также не оказывают влияние на общий шумовой фон.

Основным источником внутригородского шума является магистральная сеть города.

Расчет шумовых характеристик транспортных потоков должны проводиться в соответствии СниП 11-12-77 «Защита от шума».

Уровень звука Lатер, в дБА в расчетной точке на территории защищаемого от шума объекта определяется по формуле:

LАтер = LАэкв – Lарас - L-Аэкр - L-Азел

(в соответствии с СниП 11-12-77 «Защита от шума» п. 10.7) Проектом предусматриваются следующие градостроительные мероприятия:

Функциональное деление транспортных магистралей;

Назначение ширины улиц в соответствии с принятой классификацией улично-дорожной сети;

Перераспределение транспортных потоков в связи с созданием улиц с односторонним движением, улиц-дублеров, обходной магистрали;

Озеленение примагистральных территорий, создание шумозащитных зеленых полос и другие.

Укрупнение межмагистральных территорий и рациональное распределение транспортных нагрузок на улично-дорожную сеть может уменьшить шум в среднем на 8 дБА.

Устройство улиц-дублеров приводит к снижению шума на перегонах на 5-10 дБА, а на перекрестках на 8-25 дБА.

Организация транспортного движения позволяет снизить уровень транспортного шума на 2-10 дБА, а регулирование состава транспортных потоков и применение автоматических систем регулирования на 10-15 дБА.

В зависимости от конструкции посадок зеленых насаждений эффективность шумозащиты составляет 3-15 дБА, а использование шумозащитных экранов 5-25 дБА.

Жилые здания, применяемые в качестве шумовых барьеров, должны иметь высокие звукоизоляционные качества наружных ограждающих

конструкций и, в первую очередь, окон, которые могут снижать уровень звука на 18-45 дБА.

Размеры санитарно-защитных зон от трансформаторов до жилых домов рассчитаны с учетом количества и мощности трансформаторов при напряжении ПС 110-220 кВ. (200-250 м).

Применение комплекса шумозащитных мер позволяет улучшить акустический режим в жилых помещениях.

ЗАЩИТА ОТ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ

Для защиты населения от неблагоприятного воздействия электромагнитного поля, создаваемого ВЛ, необходимо организовать санитарно-защитную зону. Величина зоны для линий электропередач 110 кВ совпадает с размером технической зоны, т.е. равна 5 м, для ВЛ - 330 кВ -20 м.

Принимая во внимание, что напряженность поля в зданиях может быть снижена за счет планировочных решений, применения специальных строительных конструкций, представляется возможным для рационального использования санитарно-защитной зоны от телерадиоцентра разделить ее территорию на зону строгого «строительного» режима и зону «ограничения».

Зона «строгого» режима включает техническую территорию радиопередающего объекта.

Зона «ограничений» может быть использована под городскую застройку при условии, что комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня напряженности поля (рациональная планировка, приме­нение специальных строительных конструкций, радиотехнические способы) позволит обеспечить в жилых и других помещениях рекомендуемый предельно-допустимый уровень напряженности поля.

Ослабление шума на пути его распространения обеспечивается комплексом строительно-акустических мероприятий. К ним относятся рациональные планировочные решения (прежде всего удаление источников шума на надлежащее расстояние от объектов), звукоизоляция, звукопоглощение и звукоотражение шума.

Мероприятия по ослаблению шума нужно предусматривать уже на стадии проектирования генеральных планов городов, промышленных предприятий и планировки помещений в отдельных зданиях. Так, недопустимо размещать объекты, требующие защиты от шума (жилые здания, лабораторно-конструкторские корпуса, вычислительные центры, административные здания и т. п.), в непосредственной близости от шумных цехов и агрегатов (испытательных боксов авиационных двигателей, газотурбинных установок, компрессорных станций и т. д.). Самые шумные объекты следует объединять в отдельные комплексы. При планировке помещений внутри зданий предусматривают максимально возможное удаление тихих помещений от помещений с интенсивными источниками шума.

Для ослабления шума, проникающего в изолированные помещения, необходимо: применять для перекрытия, стен, перегородок, цельных и остекленных дверей и окон материалы и конструкции, обеспечивающие надлежащую звукоизоляцию; использовать звукопоглощающую облицовку потолка и стен или искусственные звукопоглотители в изолированных помещениях; обеспечивать акустическую виброизоляцию агрегатов, расположенных в том же здании; применять звукоизоляционные и вибродемпфирующие покрытия на поверхности трубопроводов, проходящих в помещении; использовать глушители в системах механической вентиляции и кондиционирования воздуха.

Машинное помещение лифтов недопустимо располагать непосредственно над и под жилыми помещениями, а также рядом с ними. Шахты лифтов не должны прилегать к стенам жилых комнат. Кухни, ванные, санузлы следует объединять в отдельные блоки, прилегающие к стенам лестничных клеток или к таким же блокам соседних помещений, и отделять от жилых помещений коридором, тамбуром или холлом.

Запрещены монтаж трубопроводов и санитарных приборов на ограждающих конструкциях жилых комнат, а также размещение рядом с ними ванных комнат и канализационных стояков.

Во всех общественных, а иногда и в жилых зданиях применяют вентиляционные системы, иногда -- системы кондиционирования воздуха и воздушного отопления с механическим оборудованием, могут создавать значительный шум.

Для ослабления шума, распространяющегося по каналам систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления, следует использовать специальные глушители (трубчатые, сотовые, пластинчатые и камерные со звукопоглощающим материалом), а также облицованные изнутри звукопоглощающим материалом воздуховоды и сгоны (рисунок 1) . Тип и размер глушителя выбирают в зависимости от необходимого уровня шума, допустимой скорости потока воздуха и местных условий.

Звукоизоляцией помещений от воздушного шума называют ослабление звуковой энергии в процессе передачи ее через ограждение. Чаще всего звукоизоляционными ограждениями являются стены, перегородки, окна, двери, перекрытия.

В настоящее время многослойные конструкции применяют в строительной практике все чаще. В ряде случаев они дают возможность получить значительную дополнительную изоляцию по сравнению с однослойными конструкциями такой же массы (до 12--15 дБ).

В перекрытиях для обеспечения нормативной изоляции ударного и воздушного шума делают пол на упругой основе (плавающий пол) или используют мягкие рулонные покрытия. Стыки между внутренними ограждающими конструкциями, а также между ними и другими примыкающими конструкциями должны быть оборудованы таким образом, чтобы в процессе эксплуатации не возникали трещины и щели, ослабляющие изоляцию (рисунок 2).

Рисунок 1. Вентиляционные глушители (схемы):

а --- трубчатый; б -- пластинчатый; в -- сотовый;

г -- цилиндрический.

Для повышения звукоизоляции применяют также двойные двери с тамбуром. Притворы дверей снабжают упругими прокладками. Стены в тамбуре целесообразно облицовывать звукопоглощающим материалом. Открываться двери должны в разные стороны.

Двойные окна лучше изолируют от воздушного шума (до 30 дБ), чем спаренные (20--22 дБ).

Рис. 2.

а -- плавающие полы на сплошной гибкой основе (1 -- покрытие пола; 2 -- плита сборной или монолитной стяжки; 3 -- звукоизоляционная гибкая прокладка; 4 -- несущая часть перекрытия; 5 -- плинтус; б -- плавающий пол на ленточных или искусственных прокладках; в -- перекрытие со звукоизоляционными материалами (1 -- мягкий рулонный пол; 2 -- перекрытие; 3 -- плинтус)

В последнее время широко применяют "звукоизоляционные вентиляционные окна", которые обеспечивают высокую звукоизоляцию и одновременно позволяют проветривать помещение. Это две глухие рамы, расположенные на расстоянии 100 мм и более одна от другой, со звукоизоляционной облицовкой по контуру. Используют стекла различной толщины или в одной раме пакет из двух стекол. В стене под окном оборудуют отверстие, в котором устанавливают коробку в виде глушителя с небольшим вентилятором, обеспечивающим приток воздуха в помещение.

Звукопоглощающие конструкции предназначены для поглощения звука. К ним относятся звукопоглощающая облицовка ограждающих поверхностей помещений и искусственные звукопоглотители. Звукопоглощающие конструкции находят очень широкое применение.

Чаще всего используют звукопоглощающую облицовку: в учебных, спортивных, зрелищных и других зданиях, чтобы создать наилучшие акустические условия для восприятия речи и музыки; в производственных цехах, конторах и других помещениях общественного назначения (машинописные бюро, машиносчетные станции, административные помещения, рестораны, залы ожидания вокзалов и аэровокзалов, магазины, столовые, банки, отделения связи и др.); в помещениях коридорного типа (школы, больницы, гостиницы и т. п.) для предупреждения распространения шума.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к звукопоглощающим конструкциям, состоят, прежде всего, в том, что они не должны ухудшать гигиенические условия вследствие осыпания волокон или частиц материала, способствовать накоплению пыли. Легкость очистки от пыли звукопоглощающих конструкций приобретает особое значение в зданиях как с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями (больницы), так и с повышенным выделением пыли (большинство промышленных предприятий).

Эффективность звукопоглощающей облицовки в шумных помещениях зависит от акустических характеристик помещения, характеристик выбранных конструкций, способа их размещения, расположения источников шума, размеров помещения и локализации расчетных точек. Обычно она не превышает 6--8 дБ.

Мероприятия по борьбе с городским шумом можно разделить на две группы: архитектурно-планировочные и строительно-акустические.

Снижение шума на пути его распространения от источника к жилой застройке предполагает рациональные проектирование плана автомобильной дороги, поперечных профилей и использование полосы отвода.

В этом случае при невозможности обеспечения буферной зоны от автомобильных дорог до застройки, учитывая требования санитарных норм, можно выделить следующие варианты снижения транспортного шума (рисунок 3, а-к):

Рисунок 3. Схемы защиты жилой застройки от транспортного шума.

а--шумозащитный барьер на полосе отвода автомобильной дороги;

б--сочетание шумозащитного барьера на полосе отвода и барьера, расположенного на разделительной полосе (при малой ширине разделительной полосы он совмещается с ограждениями);

в--подпорная стенка со стороны, расположенной близко к застройке;

г--зеленые насаждения в пределах буферной зоны;

д--защитные грунтовые валы;

е --дорога в выемке в пределах населенных пунктов;

ж--дорога на эстакаде с устройством на разделительной полосе и по краям шумозащитных барьеров из прозрачного пластика. Пространство под эстакадой может быть использовано для стоянки автомобилей. Для лучшей защиты можно возвести невысокий грунтовой вал;

з--галерея с естественным освещением;

и--открытая в противоположную от застройки зону галерея с использованием пространства над галереей для стоянки автомобилей н дополнительной защиты от шума зелеными насаждениями;

к--тоннель с полной изоляцией от транспортного шума и использованием пространства над тоннелем для местного движения.

Могут быть использованы различные административные меры. К ним относятся: перераспределение движения транспортных потоков улицами города; ограничение движения в разное время суток по тем или иным направлениям; изменение состава транспортных средств (например, запрет использования на некоторых улицах города грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями) и т. п.

При разработке проектов планировки и застройки городов для защиты от шума можно использовать как природные условия (рельеф местности и зеленые насаждения), так и специальные сооружения (экраны вблизи транспортных магистралей). Можно применять также рациональные приемы зонирования территории по условиям шумового режима для тех или иных видов зданий, участков и площадок для отдыха, хозяйственно-бытовых нужд и т. п. шум транспорт снижение население

Рассмотрим возможные варианты защиты от шума в городах. В первую очередь с целью защиты от шума при проектировании городов и других населенных пунктов необходимо четко разделить территорию по ее функциональному использованию на зоны: селитебную, промышленную (производственную), коммунально-складскую и внешнего транспорта. Промышленные (производственные) и коммунально-складские зоны, рассчитанные на большие грузопотоки по транспортным магистралям, располагают так, чтобы они не пересекали селитебную зону и не вклинивались в нее.

Для защиты от шума при проектировании системы внешнего транспорта нужно предусматривать в городах объездные железнодорожные линии (для пропускания транзитных поездов за пределами города), размещать сортировочные станции за пределами населенных пунктов, а технические станции и парки резервного подвижного состава, железнодорожные линии для грузовых перевозок и подъездные пути -- за пределами селитебной территории; отделять новые железнодорожные линии и станции во время нового строительства от жилой застройки городов и других населенных пунктов СЗЗ; соблюдать надлежащее расстояние от границ аэропортов, заводских, военных аэродромов до границ жилой застройки

При проектировании улично-дорожной сети должны быть предусмотрены максимально возможные укрупнения Межмагистральных территорий, уменьшение количества перекрестков и других транспортных узлов, устройство плавных криволинейных соединений дорог. На территории жилых районов необходимо ограничивать сквозное движение транспорта.

Функциональное зонирование территорий микрорайонов следует осуществлять с учетом необходимости размещения жилой застройки и детских дошкольных заведений в зонах, наиболее удаленных от источников шума, транспортных магистралей, автостоянок, гаражей, трансформаторных подстанций и др. В зонах, прилегающих к источникам шума, можно строить здания, в которых допускаются более высокие уровни звука. Это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, коммунальные предприятия, административно-хозяйственные и общественные учреждения. Торговые центры и блоки обслуживания обычно строят на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей в виде единого комплекса.

Если жилую застройку необходимо разместить на границе микрорайонов вдоль транспортных магистралей, целесообразно использовать специальные типы шумозащищенных жилых зданий. В зависимости от условий инсоляции рекомендуют строить: шумозащищенные жилые дома, архитектурно-планировочные решения которых характеризуются ориентацией в сторону источников шума окон вспомогательных помещений и не более одной жилой комнаты без спальных мест многокомнатных квартир; шумозащищенные жилые дома с повышенными звукоизоляционными свойствами внешних ограждающих конструкций, ориентированных на источники шума и со встроенными системами приточной вентиляции.

Для обеспечения санитарных норм в квартирах и на территории микрорайонов нужно использовать композиционные приемы группировки шумозащищенных зданий, основанные на создании замкнутого пространства. При расположении жилой застройки вдоль транспортных магистралей не следует прибегать к композиционным приемам группировки жилых зданий, которые основываются на раскрытии пространства в сторону проезжей части.

Если архитектурно-планировочные мероприятия (разрывы, приемы застройки и т. д.) не обеспечивают надлежащего шумового режима в зданиях и на территории жилого микрорайона, а также с целью экономии территории, необходимой для соблюдения территориальных разрывов с транспортными магистралями, целесообразно применять строительно-акустические методы: шу-мозащитные сооружения и устройства, экраны, шумозащитные полосы озеленения, а для жилых зданий также конструкции оконных проемов с повышенной звукоизоляцией.

В качестве экранов можно использовать различные здания и сооружения: здания с пониженными требованиями к шумовому режиму; шумозащищенные жилые здания; искусственные или естественные элементы рельефа (выемки, овраги, земляные валы, насыпи, курганы) и стенки (придорожные подпорные, ограждающие и шумозащитные). Шумозащитные экраны целесообразно размещать как можно ближе к источнику шума.

Здания с пониженными требованиями к шумовому режиму (предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, коммунальные; общественные и культурно-просветительные, административно-хозяйственные учреждения) и шумозащищенные жилые здания следует размещать вдоль источников шума в виде фронтальной, по возможности непрерывной, застройки. Помещения административных, общественных и культурно-просветительных учреждений с повышенными требованиями к акустическому комфорту (конференц-зал, читальные залы, зрительные залы театров, кинотеатров, клубов и т. п.) следует возводить на противоположной от источников шума стороне. Отделяют их от магистрали коридорами, фойе, залами, кафе и буфетами, вспомогательными помещениями.

Как дополнительное средство для защиты от шума можно использовать специальные шумозащитные полосы зеленых насаждений. Формируют несколько полос с разрывами между ними, равными высоте деревьев. Ширина полосы должна быть не менее 5 м, а высота деревьев -- не менее 5--8 м. На шумозащитных полосах кроны деревьев должны плотно смыкаться между собой.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook