Новый закон о тунеядстве в рф. Введут ли налог за тунеядство в России, как в Беларуси? Противники инициативы и их аргументы

Распорядился приостановить действие декрета №3 — «О предупреждении социального иждивенчества», более известного как «закон о тунеядцах». В течение всего 2017 года штрафы, предписанные этим документом, белорусским гражданам выписывать не будут.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — цитирует пресс-служба президента Белоруссии слова Лукашенко.

Политик также подчеркнул, что цель закона — не экономическая, а нравственная: сподвигнуть население пойти на работу.

«Контроль — за губернаторами и мэром Минска. У вас там должны быть эти списки бездельников, которых надо заставить работать. А честных людей не надо было трогать вообще. Мы не должны обижать людей, особенно в это время», — считает Лукашенко.

«И те, кто сегодня по 200−500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», — добавил белорусский лидер.

С середины февраля в Белоруссии идут массовые уличные протесты — подобного не было с президентских выборов 2010 года. Протестная волна, впрочем, не инициирована оппозицией: на улицы выходят не столько политические активисты, сколько люди, которые раньше никогда в публичных протестных акциях не участвовали. Белорусы выступают против так называемого налога на тунеядцев.

Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был проблемой для официального Минска. Документ инициировал и подписал Александр Лукашенко, и для него публично пойти на попятную означало потерять лицо. Но при этом было очевидно, что волна протестов нарастает, причем, что совсем необычно для Белоруссии, она идет по провинциальным городам. Например, в Витебске прошедшая акция протеста против налога на тунеядцев оказалась вообще самой крупной в истории города, чего не ожидали ни власти, ни оппозиция.

Кульминация протестов ожидалась в так называемый «День Воли» — 25 марта. Власти Минска, очевидно, не хотели повторить массовые беспорядки 2010 года, которые сотрясли страну после президентских выборов.

До сих пор выступления «тунеядцев» никто не разгонял — но потом их участники массово получали повестки из милиции и «сутки» по административным протоколам. Государственное телевидение в то же время запугивало перспективой «майдана» и «боевиков с «коктейлями Молотова».

О том, что декрет о тунеядцах будут менять, стало ясно в начале недели. 6 марта вице-спикер белорусского парламента Болеслав Пирштук встретился с представителями оппозиции (что крайне редко для Белоруссии) и пообещал, что к середине марта декрет будет серьезно переработан, а список социальных иждивенцев — существенно сокращен.

Очень неудачный эксперимент

По идее, задачей декрета №3 было «вывести из тени» людей, работающих неофициально, без уплаты налогов и социальных сборов. Однако с руководством страны сыграл злую шутку тот факт, что в Белоруссии запрещена «негосударственная» социология. Дело в том, что официальные социологи назвали Александру Лукашенко цифру в 500 тыс. человек, которые не участвуют в финансировании госрасходов. Их начальник страны в своих выступлениях и стал публично называть тунеядцами, а вскоре и подписал декрет, предусматривавший специальный сбор с таких людей.

Согласно документу, если гражданин не работает 183 дня в год (и не регистрируется как безработный), то он должен оплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185) за 2015 год (до 20 февраля 2017-го). И еще 420 рублей за 2016 год (до 15 ноября 2017-го). В сумме получается $400, что выше среднемесячной зарплаты в стране. Всего налоговым ведомством было разослано около 470 тыс. извещений на уплату сбора.

То есть «письмо счастья» получил каждый десятый гражданин трудоспособного возраста.

Однако результат оказался неожиданным для властей: вместо денег они получили массовое гражданское неповиновение. Подавляющее большинство неплательщиков налогов — вовсе не подпольные «цеховики», а жители провинции, работающие на умирающих заводиках, где они заняты один-два дня в неделю и почти ничего не получают. Устроиться на другую работу эти люди не могут — ее просто нет. В число «тунеядцев» попали и матери, сидящие дома с маленькими детьми.

Регистрироваться в качестве безработных люди тоже не желают. Пособие по безработице в Белоруссии составляет $10 в месяц, выдается лишь ограниченное время, и при этом безработный еще должен участвовать в неоплачиваемых общественных работах.

Как результат, к 20 февраля (крайний срок оплаты сбора), несмотря на угрозы штрафов и тюремного заключения, сбор заплатили лишь 10% получивших извещения. Зато начались акции протеста «тунеядцев»: в феврале они прошли в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Бобруйске и Барановичах. Акция в Минске стала самой массовой со времен драматических событий 2010 года. Но главное — на улицу пошли люди, никогда прежде не участвовавшие в оппозиционных акциях.

Столь болезненной реакции не вызвало даже недавнее повышение пенсионного возраста. К таким протестам оказались не готовы не только власти, но и лидеры оппозиции, которые запоздало и во многом безрезультатно стали пытаться возглавлять уличные акции.

Экономика «тунеядства»

Пока граждане на улицах возмущаются тем, что государство требует деньги с безработных и матерей с маленькими детьми, экономисты указывают на откровенные просчеты в государственном управлении. Например, на фоне длящегося с декабря 2014-го кризиса каждый год Белоруссия теряет 70 тыс. рабочих мест. Но при этом реально сидящих без работы людей предприятия часто не увольняют — им это запрещают делать местные власти, чтобы не портить статистику.

Между тем количество платных услуг выросло настолько, что Белоруссия уже никак не может называться «социальным государством». Многие льготы для школьников, пенсионеров и «чернобыльцев» отменены.

Цены в стране таковы, что все, кто может, стараются ездить за продуктами и ширпотребом в соседние Литву и Польшу, где все вдвое дешевле. Поездки в выходные «на закупки» за рубеж в Белоруссии приобрели в последние годы массовый характер (в частности, белорусы обеспечивают более 40% товарооборота магазинов Вильнюса).

Однако главный провал налога на тунеядцев в том, что его администрирование оказалось намного дороже, чем полученные в бюджет суммы. Поскольку 90% получивших извещение платить отказываются, чиновникам приходится разбираться с каждым случаем индивидуально. В результате оказалась просто блокирована работа налоговых инспекций, местных исполкомов, а в значительной степени — и поликлиник, так как врачам приходится выяснять, не страдал ли «тунеядец» болезнями, не позволявшими ему работать в 2015 и 2016 годах.

К тому же оказалось, что государственные базы данных по гражданам разных ведомств не стыкуются друг с другом. Часто извещения приходили на имена давно умерших или живущих за границей людей.

«Государство деньги не возвращает»

Белорусский корреспондент «Газеты.Ru» также получил из налоговой «письмо счастья для тунеядцев» — требование «принять участие в финансировании госрасходов за 2015 год». Впрочем, далее все было достаточно просто. Нужно было добраться до , показать удостоверение собкора «Газеты.Ru» в Белоруссии, а после — дослать по электронной почте документы из редакции. Две недели спустя в ответ пришло письмо с официальным извещением, что требование по уплате сбора «аннулировано».

Так происходит со множеством белорусов, которым с ноября 2016-го также приходили требования уплатить налог на тунеядцев. Достаточно написать заявление с указанием практически любой причины, по которой не мог работать в 2015 году, — и требование уплаты сбора аннулируется.

Вероятно, так власти стараются снизить накал массовых протестов — не отменяя сам декрет №3, но сокращая количество потенциальных протестантов.

«Декрет белорусские власти не отменят, но не станут требовать уплату налога за 2016 год. С 2015-м сложнее, так как часть людей уже налог заплатила. Просто взять и отменить его задним числом не получится — придется вернуть деньги тем «тунеядцам», которые уже заплатили налог, — сказала «Газете.Ru» белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А наше государство деньги не возвращает».

Впрочем, пока Лукашенко обещает обратное. По его словам, в 2017-м «тунеядцам» вернут деньги, если те устроятся на работу. Уже собранные средства, между тем, останутся в районе и пойдут на школы и другие детские учреждения.

«У меня есть несколько знакомых, по которым была довольно спорная ситуация, должны они или не должны платить данный налог. У нас так принято, что государство все сомнения трактует в свою пользу. Но тут произошло что-то совсем необычное: все сомнения трактовались в пользу людей, и их освободили от выплат», — рассказывает собеседница «Газеты.Ru».

«Я думаю, что еще до конца 2017 года про налог на тунеядцев тихо забудут. Никто не станет спрашивать у налоговой, нужно ли ему что-то еще заплатить, а она сама напоминать не станет. Это будет такой негласный договор между гражданами и государством, который позволит власти сохранить лицо», — добавила Карач.



И почему родить ребенка или стать многодетной матерью - это не лучший выход.

И почему родить ребенка или стать многодетной матерью - это не луч

Известный экономист объяснил, как можно избежать участи «иждивенца», если ты остался без работы и не смог найти новую.

Минтруда прогнозирует: под действие декрета № 1 могут попасть около 250 тысяч белорусов. В постановлении от 31 марта 2018 года № 239 Совмин дал определение занятым и не занятым в экономике белорусам. Также стало известно, что «тунеядцы» будут по полному тарифу платить за ЖКУ и за пользование жилыми помещениями.

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук по просьбе Завтра твоей страны назвал 5 способов «откосить» от обновленного декрета о «тунеядстве».


Способ № 1: стать ремесленником

Самое простое - зарегистрироваться ремесленником. Будешь делать одну деревянную ложку в месяц или две в квартал, отчитываться, имитировать, что ничего не продается. Следующие полгода или год можно посвятить созданию оловянной или деревянной кружки.

Способ № 2: уйти в огородники

Второе - это заиметь заброшенный участок и выращивать там помидоры-огурцы и прочее.

Способ № 3: открыть бизнес

Третье - регистрация ИП - это довольно дорогой сюжет.

Способ № 4: вступить в творческий союз

Творческие люди могут попытаться вступить в творческий союз и сказать, что мы поэты, писатели, пишем нетленки и пять лет сочинять какую-нибудь брошюру, которая должна стать вкладом в развитие государственной идеологии.

Способ № 5: уехать из Беларуси

Но самое простое - и я думаю, многие белорусы это выберут - уехать из страны. Сначала на заработки, а потом навсегда - зацепиться за рынок Польши, Литвы, Германии, России или Украины, как многие делают, и сказать: «Да ну ее, эту страну, власти которой заставляют нас платить за то, что мы не работаем, и не могут создавать рабочие места». Это самое опасное, что следует из данного декрета.

Пять вопросов о «тунеядском» декрете

Те, кто воспитывает детей до 7 лет или растит троих и более несовершеннолетних детей, не попадают в список «тунеядцев». Может, этим постановлением Совмин увеличит рождаемость, и многие белоруски решат «откосить» от «тунеядства», родив ребенка, а лучше троих?

Абсолютно исключено. Если регистрация ремесленника практически ничего не стоит, как и самозанятость с участком земли, то представьте, сколько затрат на ребенка.

Согласно документу, священники не являются «тунеядцами». А как быть их женам, которые официально не работают?

Думаю, статус РПЦ в Беларуси такой, что священнослужитель всегда найдет способ помолиться за лучшее решение своего вопроса. А на католиков это не распространяется - у них нет жен.

Выделят им какую-нибудь делянку возле военной части, оформятся ИП или ремесленниками. Голь на выдумки хитра. Психологическая поддержка солдат и курсантов воинских частей - вот, пожалуйста, ремесленник или ИП.

Как думаете, много ли найдется желающих переоформить жилье, чтобы «тунеядцу» не платить 100% за коммуналку?

Это сложно. Еще неизвестно, как будет вычисляться, сто процентов или нет. Если жена в декретном отпуске, а муж не работает, как будет делиться оплата за ЖКУ? Больше вопросов, чем ответов. Они сами себя запутали - столько энергии, времени и внимания, которое тратят чиновники (получающие хорошую зарплату!) на эти постановления. За эти деньги можно было целый район поднять из пепла, построить и сделать зарплату тысячу долларов.

К сожалению, у нас такая трата ресурсов, видимо, считается продуктивной. Это говорит о том, что власти не научились признавать собственные ошибки и даже спускать их на тормоза не научились. Плодим нормотворческие лопухи, а потом этими лопухами прикрываемся и при этом претендуем на звание великой IT-страны, в которой есть возможности для развития бизнеса, не понимая, что сегодня развитие экономики и бизнеса - это, прежде всего, человеческий капитал. Люди, которых заставляют работать налогами и дополнительными оплатами услуг, - это капитал не свободный. Значит, он не будет работать производительно.

Много ли белорусов попадут на комиссии по «тунеядству»?

Если будет референдум в 2019 году, то, конечно же, мало. Политический контекст не тот, чтобы еще больше вызывать раздражение людей. А кроме раздражения он точно ничего не вызовет.

«Постановление Совмина - это дно белорусского законодательства»

- Никакой логики научной там нет. Надо было к 1 апреля что-то представить, вот и представили. В этом, собственно, и есть лицо власти.

Разбираться, кто из белорусов «тунеядец», а кто оказался в трудной жизненной ситуации, будут комиссии.

Создание комиссий предусмотрено постановлением Совмина от 31 марта 2018 года № 240, которым утверждено примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения.

- Примерное положение о постоянно действующей комиссии - это дно белорусского законодательства и юридической науки, потому что хуже уже быть не может, - комментирует Ярослав Романчук. - Закон должен быть четкий, однозначный, понимаемый всеми одинаково. Когда в законе называют положение приблизительным, это то же самое, что примерный Уголовный кодекс, приблизительный размер штрафа и наказания.

Эксперт предполагает, что правительство не знает, как выйти из этой ситуации, и поэтому отдает принятие решений на откуп местным властям.

- Исполкомы могут использовать данный документ против тех, кто выступает с критикой властей. Это такая форма неофеодализма или белорусской крепостной зависимости. Декрет № 1 ее только усиливает, - считает экономист.

По мнению Романчука, этот документ абсурден, а местные власти до такого уровня абсурда не скатились и будут его игнорировать. Например, для показухи вылавливать алкоголика. Мол, вот смотрите, как мы работаем, заботимся о занятости и порядке.

Вадим Долинин

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

В 2015 году в Беларуси был введен закон о выплате налога на тунеядство. Согласно такому закону все граждане страны, которые на протяжении полугода не выплачивали трудовые налоги, должны были заплатить налоги на тунеядство. Причем, размер налога составлял порядка 200 евро в год.

Такие сборы с граждан вызвали негативную реакцию общественности. Шутка ли, платить налоги из воздуха? На самом деле причины введения подобных налогов гораздо глубже. Это еще один способ со стороны правительства найти неплательщиков налогов, которые скрывают свои доходы от государства. Правда, эксперты называют такой шаг слишком резким, болезненным для многих незащищенных категорий людей. И это вызвало слишком сильную волну негодования.

Можно сразу сказать, что опыт Беларуси не вызвал одобрения и у стран Европы. Даже соседняя Украина, как одна из стран постсоветского пространства, тактично промолчала по этому поводу. Заинтересовалась практикой введений закона для получения налогов от официально безработных только Россия и очень осторожно, чтобы не вызвать волну негодования у своих граждан. А вот Европейские власти намекнули, что новый налог для них кажется странным. Так как в правительство большинства европейских страна направляет все усилия на то, чтобы поддерживать нормальный уровень дохода молодой семьи, что способствует рождаемости и становлению новых ячеек общества. А в Беларуси в связи с введением налога ситуация может наблюдаться противоположная, ведь финансовая нагрузка на семьи, где хотя бы один из членов семьи не работает, становится намного больше. И это никак не способствует росту благополучия граждан.

Как обстоят дела с налогом на безделье в России?

На данный момент «налог на тунеядство» из стран постсоветского пространства практикуют только в Беларуси. Россия задумывалась о подобной практике, и законопроект уже неоднократно подавался на рассмотрение. Но принятие подобного решения было бы слишком непопулярным для жителей страны, так как уже на моменте подачи законопроекта граждане выказывали недовольство подобным отношением. Это стало причиной того, что до сих пор проект остается только на стадии разработки. Так что нет ничего удивительного, что до сих пор законопроект не доработан. Многие вопросы не раскрыты, нет уточнений. И так останется до того момента, пока власти вновь не задумаются о введении подобных сборов. А разговоры о необходимости перенять практику северного соседа есть. И имеются некоторые опасения, что довольно скоро правительство снова поднимет этот вопрос. Возможно, название законопроекта будет несколько иным, да и принципы введения налогов будет существенно откорректированы, но основная суть останется той же.

Что говорят о налоге на тунеядство сегодня?

Пристальное внимание Россия уделила закону о тунеядстве в 2015 году. Именно в это время в соседней Беларуси президент подписывает соответствующий указ. Инициатором введения такого закона стал вице-премьер Ольга Голодец. Не все члены правительства поддержали эту инициативу, так как она многим показалась непопулярной. И законопроект был отложен. По заявлениям самой Ольги Голодец уже в 2017 году о налоге в правительстве говорить вовсе перестали. Но идею продумать систему налогообложения для граждан, которые официально не работают, не оставили.

В 2018 году было принято решение запустить пробный проект для самозанятых граждан страны. Этот проект сразу ввели только в четырех регионах РФ. Суть налога - оплачивать 3% за услуги физических лиц и 6% за услуги организаций, которые предоставляются самозанятым людям. Чтобы заявить о себе, нужно установить на телефон мобильное приложение. Такую идею ввели для начала в тех областях, где отмечено самое большое количество самозанятого населения. Это Москва и область, Калужская область и Республика Татарстан. Но из всех регионов это сделали всего лишь 1,5 тысячи человек. Слишком мало для столь густонаселенных территорий.

Проблема в том, что люди просто не доверяют правительству. Они считают, что низкие ставки налогов - это уловка, а слишком высокие ставки платить не хочет никто. Получается своего рода замкнутый круг.

Выходит, что пробный проект потерпел фиаско. Но власти не остановятся на этом, потому что правительство все равно изучает возможные варианты для того, чтобы заставить неофициально работающих людей платить налоги в государственную казну. И не исключено, что в скором времени новостную полосу всколыхнет информация о введении какого-то нового оригинального решения для получения взносов в госбюджет от самозанятых граждан.

К слову, идея ввести налог на тунеядство в Беларуси провалилась. В 2018 году закон отменили. Люди не приняли это решение правительства, в результате чего по Беларуси прокатилась волна митингов и протестов. Вместо него президент подписал новый декрет, который регламентирует меры по содействию занятости граждан.

В чем основная суть нового налога?

Цель закона о налоге на тунеядство - получить налоги в государственную казну от граждан, которые работают не официально. А таких действительно много.

Правительство предполагает, что посредством введения налога на тунеядство можно добиться пополнения казны за счет граждан, которые работают неофициально, или работают за границей. Ведь многие граждане трудоспособного возраста, по мнению правительства, либо работают и уклоняются разными способами от уплаты налогов, либо трудятся за пределами страны, что тоже не подразумевает уплату налогов в государственную казну. А каждый гражданин должен работать, чтобы приносить пользу государству.

Разумеется, некоторые категории граждан освобождаются от уплаты налогов. К таким относятся:

  • инвалиды
  • пенсионеры
  • несовершеннолетние граждане
  • многодетные родители
  • женщины, которые воспитывают детей до 7 лет или до 18 лет, если на руках ребенок с инвалидностью

Остальные должны перечислять государству определенную сумму. И эта сумма может быть внушительной, исходя из количества безработных в стране:

Интересно, что борьба с тунеядством - это не реалии современного времени. Такая борьба велась еще советской властью. Просто молодые люди сейчас не имеют представления о том, как происходило все в те годы, а пожилые люди воспринимали законы СССР как должное.

Если сегодня в Конституции труд признается правом человека, то в СССР труд являлся обязанностью любого гражданина. И это было четко прописано в законодательстве. Так что по достижению совершеннолетия любой гражданин великой и могучей страны должен был работать, причем только в официальной экономике, чтобы приносить пользу стране.

При этом любая инициатива человека могла трактоваться как тунеядство. Так что тунеядством в то время называли и сдачу в аренду квартиры, автомобиля, и выращивание на собственном участке фруктов и овощей для последующей их продажи, и разведение живности на мясо, которое тоже потом могло быть продано. Такие методы заработка совершенно не приветствовались. Человек должен был официально работать на заводах, фабриках, предприятиях. Кстати, творчество писателей по этой же причине тоже воспринималось как тунеядство, если своими произведениями авторы зарабатывали на жизнь. Поэтому поэты и писатели должны были искать работу, которая бы позволяла иметь достаточно времени для творческой деятельности. Ведь за тунеядство советские власти предусматривали строгое наказание - как минимум исправительные работы, а как максимум могли дать тюремный срок. Все зависело от степени уклонения от работ на благо страны.

Практика советской власти показала абсурдность введения налога на тунеядство. Само слово современное правительство старается обходить при разговорах о законопроектах для самозанятых граждан. Но все же стремление наполнить казну одерживает вверх. И поиск решений для обложения налогов самозанятых граждан или граждан, которые зарабатывают за границей, продолжается.

Размер налога на безделье

О том, каким должен быть налог на тунеядство в России конкретной информации нет. В момент обсуждения законопроекта чиновники оговаривали сумму в размере 25 тысяч рублей в год. При этом из этих средств около 10 тысяч планировалось отдавать на медицинское страхование, а остаток в Пенсионный фонд Росси в счет будущих пенсионных отчислений. По мнению чиновников это именно та сумма, которую в среднем должны тратить люди, которые пользуются услугами социальной сферы страны.

Правда, такие цифры не имеют официальных расчетов. И, по мнению экспертов, подобные суммы были значительно завышены, так что оплатить за год 20-25 тысяч рублей могут далеко не все неработающие граждане страны. Когда речь идет о неофициальной занятости, еще можно рассматривать подобные варианты выплат в бюджет, но не все трудоспособные граждане действительно работают неофициально, зарабатывают за границей. Часть людей, к сожалению, не работают по разным причинам.

В процессе обсуждения называлась и другая цифра - 8 тысяч рублей. Но и она для отдельных категорий граждан слишком большая. Были и высказывания о запуске пилотного проекта с суммой в размере 500 рублей.

Что касается Белорусского опыта, законопроект предполагал налог в размере 20 базовых величин. На тот период это была сумма порядка 14 тысяч российских рублей. Тоже внушительная сумма, чтобы отправить её в казну государства неработающему гражданину. Ведь, к примеру, если в семье работает только муж, а супруга по разным причинам остается дома с детьми, мужу придется выплачивать налоги и за себя и за свою жену.

Кто может не платить налог на тунеядство?

При разговоре о налоге на тунеядство упоминается и тот факт, что некоторые категории граждан должны быть освобождены от выплаты таких сборов в государственную казну. В списке освобожденных от уплаты налога такие категории:

  1. Студенты и несовершеннолетние.
  2. Матери, которые содержат детей инвалидов.
  3. Инвалиды.
  4. Пенсионеры.
  5. Матери детей до семи лет.
  6. Люди, которые числятся в базе Центра занятости на тот период, пока они подыскивают себе работу.

Рассматривают варианты освобождения от налогов граждан страны, которые получают доход за счет продажи сельскохозяйственной продукции или разведения животных. Но это возможно только при условии, что они своевременно перечисляют соответствующие налоги от своей деятельности. Иными словами, это и есть так категория самозанятых граждан, которые часто уклоняются от выплаты налогов. Им и придется выбирать - какой из видов сборов платить - налог на доход или налог на тунеядство. Причем, не обязательно, что налоги на доходы будут выше.

Еще одна категория граждан, которые в проекте могли бы не перечислять сборы, это те, кто получает доход за счет дивидентов от размещенных депозитов или акций. Но и в этой ситуации все налоги и сборы от такой прибыли должны быть аккуратно перечислены стране.

Получается, что все, кто работает официально или не официально, но честно отдает часть дохода в счет налогов РФ, могут не переживать о том, что их коснется закон про налогообложение тунеядцев. Если он, конечно, будет принят в ближайшие годы.

Какая цель уплаты налога на тунеядство?

Налог на тунеядство в РФ рассматривают не просто как способ обогатить государственную казну. Правительство аргументирует необходимость рассмотреть вариант получения налогов от граждан, которые не работают официально, потому что это вызывает дисбаланс в экономике.

Налоги страны, которые оплачивают ответственные граждане, идут на финансирование социальной сферы. Это медицина, школы, детские сады, пенсия. Воспользоваться услугами учреждений государства может каждый, ведь в Конституции все имеют право на бесплатную медицину, образование и на получение пенсионных отчислений по достижению соответствующего возраста. Но на практике, получается, что услугами этой сферы пользуются все, а оплачивают их только некоторые.

Отсюда и стремление продумать механизм получения налогов с тех, кто так же, как налогоплательщики посещает поликлиники, отдает детей в школы и детские сады, пользуется другими привилегиями, оплачиваемыми за счет государственного бюджета, не вложив в эту систему ни копейки.

Речь не идет о незащищенных категориях населений, которые в любом случае освобождены от уплаты налогов. Речь о самозанятых гражданах, которых в нашей стране большое количество. Эти люди ведут деятельность с целью получения дохода, как и предприниматели. По сути, самозанятое население ничем не отличается от индивидуального предпринимателя. Разница только в том, что официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель выплачивает налоги государству, а самозанятые граждане всю прибыль забирают себе. И внедрение новых законопроектов направлено на выведение из тени самозанятых категорий граждан.

Пока все попытки добиться честной уплаты налогов от самозанятых граждан РФ терпят поражение. Люди находят новые способы оставаться в тени. Причин неуплаты много - в частности, недоверие к государству, недоверие Пенсионному фонду, который мог бы обеспечить безбедное существование гражданина после выхода на пенсию. И это недоверие основано на реальных причинах. Поэтому перед тем, как предпринимать попытки получить налоги от неофициальных работников в стране, не помешало бы обратить внимание на политику социального обеспечения граждан. Возможно, изменения в этой сфере вернут доверие к государству, и люди с большей охотой самостоятельно будут выходить из тени.

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

Понравилось? Лайкни нас на Facebook