Наука об использовании людьми редких или ограниченных. Факторы производства

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

2. Изучить предмет и метод экономической теории.

1. Исторический процесс развития экономической науки

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

2. Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

3. Метод экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

Субъективистский;

Неопозитивистско-эмпирический;

Рационалистический;

Диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Заключение

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
  4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
  5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
  7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
  9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
  10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
  12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имела дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, - дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень. Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, казалось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую работодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Однако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли он полную оплату всего труда работника?

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: "Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

экономика политический научный

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного значения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества ». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

Думается, что можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.

Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые – экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

3. История развития предмета экономической науки.

Экономическое мышление является ровесником челове­ческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмот­рел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель иссле­дует основание пропорций обмена, происхождение и фун­кции денег, значение торговли и т. п.

Впервые термин «политическая экономия» ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опублико­вал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая эконо­мия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. сталмеркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономер­ностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилиз­ма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

Англия в XVII в. с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Его роль в эволюции экономической мыс­ли весьма велика, что позволяет причислить его к одному из родоначальников классической политической эконо­мии.

Во Франции ХVII-XVIII вв. работы Пьера Лепезана де Буагильбера были весьма важным этапом формирования классической политической экономии. Буагильбер пытал­ся определить причины экономического роста общества. Он отмечал, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены, покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль, поддерживающие про­цесс реализации и потребительский спрос. Подобные це­ны, по мнению Буагильбера, складываются в условиях свободной конкуренции.

Знаменитый шотландец Джон Ло, живший во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в., ставший генеральным контролером финансов Франции, впоследст­вии называемый «отцом инфляции», оставил яркий след в экономической теории. По его мнению, основным крите­рием экономическою благополучия является большое ко­личество денег в стране. Джон Ло ясно представлял, что не сами деньги представляют собой настоящее богатство, а реальные товары. Он считал, что большое количество денег дает возможность открытия новых предприятий, наилуч­шего использования предпринимательского дара, рабочей силы и других факторов, созидающих экономическое про­цветание. Ло принадлежит идея централизации и ассоциа­ции капиталов. Если вспомнить, что быстрое развитие акционерных обществ началось в Старом и Новом Свете в середине XIX в., то становится понятным, что знаменитый шотландец, сделавший карьеру во Франции, опередил свое время примерно на 150 лет.

2.1. Предмет теории общественного хозяйствования

Теория общественного хозяйствования, претендующая на статус фундаментальной экономической науки, должна охватывать такие проблемы, которые не выходили бы за пределы предмета исследования. В современной экономической литературе содержание предмета фундаментальной экономической науки еще не вполне сформировано. По этому поводу ряд российских ученых отмечает: «… общепризнанного определения предмета… нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека» . О формировании содержания предмета на современном этапе они пишут следующее: «Предмет исследования …находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации» . Более категоричен Д.С.Львов: «…в отличие, например, от физики и химии, современная экономика не имеет «теоретического ядра», которое признавали бы экономисты с самыми разными взглядами» .

Представители западных школ и, в частности, авторы «Экономикса»
ограничились исследованием поведения человека и выбора деятельности в условиях ограниченности ресурсов. «Экономикс» исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Существование множества определений предмета фундаментальной экономической науки отмечает известный автор учебника «Экономика» П.Самуэльсон: «Вот некоторые из таких определений: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. 2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические здания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления. 3. Экономическая теория есть наука о повседневной, деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использованию этих средств. 4. Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе; однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, - дело весьма нелегкое».

Далее П.Самуэльсон предлагает свой вариант определения предмета: «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». Вместе с тем он утверждает, что «…никакое определение предмета экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости». Эти высказывания подтверждают, что еще недостаточно имеющего научного материала, багажа экономической мысли для точной формулировки содержания предмета фундаментальной экономической науки. В то же время утверждение об отказе от четкого определения предмета говорит о растерянности П.Самуэльсона перед существующей проблемой. Здесь нужно отметить, что фундаментальная экономическая наука должна иметь собственный предмет исследования и представлять собой не совокупность положений из содержания всех других экономических дисциплин, а выражать всеобщность, основу последних.

В связи с этим хочется остановиться на предложении П.Самуэльсона, где он вводит в предмет исследования фундаментальной экономической науки «действия Робинзона Крузо…». Во-первых, данная наука, как «родовая», заключает в себе основы, поэтому проблемы развития единичности в состоянии изолированности будут представлять интерес для производных экономических дисциплин. Во-вторых, деятельность отдельного человека может быть представлена лишь элементом содержания предмета миниэкономики как атомизированного процесса, вне рамок функционирования социально-экономической системы.

Для определения предмета фундаментальной экономической науки нужно придерживаться гегелевских принципов спецификации. «В широком смысле, - писал философ В.П.Кузьмин, - он заключается в следующем. Поскольку каждое явление можно и нужно рассматривать с различных точек зрения, возникает вопрос, что принять за исходную базу изучения явления, за основу, определяющую качественные показатели вещи. Спецификация и означает выбор аспекта рассмотрения той или иной определенной точки зрения. Гегель различал два аспекта, в которых должно быть рассмотрено явление в сфере бытия. Во-первых, это явление, взятое само по себе. Во-вторых, это явление, рассмотренное в определенной системе и подчиняющееся ее законам. Развивая это важное положение, Маркс доказал, что хотя рассмотрение явления через призму его «родовой» системы и соответствующих законов составляет существенный момент познания, однако им не заканчивается этот процесс, потому что конкретное явление не может быть выведено непосредственно из действия общего закона. Чтобы сделать дальнейший шаг в познании, необходимо вычленить еще третий - синтетический и конкретно-исторический - аспект исследования явления, в котором само оно и законы его жизни должны быть рассмотрены как продукт всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних».

Приведенные положения В.П.Кузьмина, основанные на трудах великих ученых Г.Гегеля и К.Маркса, позволяют определить критерии содержания, а затем вычленить и сам предмет фундаментальной экономической науки. Следуя этим принципам, во-первых, необходимо выявить родовое экономическое явление; во-вторых, определить внутренние законы его развития; в-третьих, раскрыть воздействие конкретных условий и факторов на развитие родового экономического явления и его внутреннего содержания.

В действительности многие экономисты из-за нехватки базовых философских знаний ударяются в частности, и хотят представить свои предложения в качестве основы фундаментальной экономической науки, тем самым закладывая заранее неверные посылы в определении предмета ее исследований. Так, например, А.Маршалл отмечает, что экономическая наука «…с одной стороны представляет собой исследование богатства, а с другой образует часть исследования человека». Богатство не является само по себе предметом фундаментальной экономической науки, как и человек. К богатству имеется интерес только как к результату экономической деятельности людей, оно производное от деятельности человека. Поэтому богатство не может представлять всеобщность, относиться к содержанию предмета фундаментальной экономической науки. То же самое можно сказать о человеке, его потребностях или деятельности. В предмет можно включить исследование человека, его потребности и деятельность с позиции определения их социально-экономических форм, которые относятся к элементам содержания фундаментальной экономической науки. Поэтому экономическая модель человека и представляется в качестве предмета исследования, поскольку она вытекает из экономической системы.

Если рассматривать все точки зрения по определению предмета фундаментальной экономической науки, то можно утонуть в частностях, и не прийти к решению проблемы. Остановимся на определении родового экономического явления, внутренних законах его развития, воздействии конкретных условий и факторов, которые позволят сформулировать предмет исследования.

К родовому экономическому явлению нужно отнести общественное хозяйствование, поскольку хозяйствование представляет собой деятельность как отдельных индивидов, так и множества людей, которые являются хозяевами экономических процессов, а понятие «общественное» выражает совокупность взаимосвязей субъектов хозяйствования. К внутренним законам общественного хозяйствования будут относиться экономические законы, выражающие всеобщие, внутренне необходимые причинно-следственные, постоянно повторяющиеся связи между субъектами хозяйствования.

Данные экономические процессы развиваются в конкретных исторических и социально-экономических условиях при воздействии различных факторов. Поэтому воздействие условий ограниченных ресурсов, несоответствия уровня развития производительных сил масштабом общественного производства должно быть внесено в предмет исследования. В содержании предмета фундаментальной экономической науки необходимо учитывать также воздействие надстройки, в частности политики, правовой системы как факторов, влияющих на общественное хозяйствование. Исходя из этого мы полагаем, что К.Маркс был более точен в определении предмета исследования, чем теоретики современного Запада. Он еще в XIX веке писал: «Предметом моего исследования является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена». Здесь категория «капиталистический способ производства» обозначает общественное хозяйствование в конкретных капиталистических условиях, а упоминание об «отношениях производства и обмена» показывает, что «родовое экономическое явление» функционирует посредством последних. К.Маркс также относил экономические законы к предмету исследования, сущность и механизм функционирования которых рассматривались в его труде «Капитал». Однако предмет исследования фундаментальной экономической науки должен определяться в двух аспектах, отражающих как общее для всех этапов развития человечества, так и конкретные социально-экономические системы, вытекающие из исторических условий, предопределяющих соответствующие формы и способы развития.

Продолжая тему, необходимо отметить точку зрения известного институционалиста Р.Коуза. Он писал: «Следует осознать, что когда экономисты исследуют работу экономики, они имеют дело с воздействиями отдельных лиц или организаций на других, работающих в той же системе. Это и есть наш предмет. Если бы не было таких воздействий, не существовало бы подлежащих изучению экономических систем». Р.Коуз ясно понимает, что отношения между субъектами рынка сложны, и их необходимо регулировать посредством правовой системы. Тем самым он признает предметом фундаментальной экономической науки экономические отношения и вводит в поле исследования механизм эффективной реализации данных отношений в форме правовой системы, которая является производной частью механизма использования объективно действующих экономических законов и закономерностей.

Познание механизма действия экономических законов и закономерностей позволит создать адекватную структуру механизма использования, включающую экономические и правовые методы, способы, нормы, нормативы функционирования и развития общественного хозяйствования. Поэтому включение исследования отношений между людьми, экономических законов, механизма их использования в предмет фундаментальной экономической науки позволит быть ближе к реалиям общественного хозяйствования.

Определяя роль разграничения прав и теории «прав игр», тайваньский ученый У.Хуэйлинь отмечал, что она «расширила границы экономической теории, перейдя от традиционных представлений о максимизации индивидом полезности, или прибыли, к анализу совместных действий людей. Такой подход в большей степени соответствует реальной ситуации, при которой судьба человека зависит не только от принимаемого им решения, но и от его взаимодействия с группами людей». Другой ученый, Дж.С.Ли (Ли Чэн), писал: «Сегодня среди экономистов неоклассическая модель является первостепенным инструментом, используемым для объяснения экономического развития. Неоклассическая экономика дает важную часть, но все же только лишь часть картины экономического развития. Для получения более полной картины требуется исследовать роль культуры».

Приведенная идея верна в плоскости исследования воздействия культуры на общественное хозяйствование, но не включение самой культуры в предмет фундаментальной экономической науки. Если настолько расширить содержание предмета исследования, включая многие отрасли наук, то речь тогда пойдет не о теории общественного хозяйствования, а о другой, более интегрированной отрасли науки. Поэтому важно определение четких границ предмета фундаментальной экономической науки.

Предмет теории общественного хозяйствования как фундаментальной экономической науки нужно ограничить исследованием родового экономического явления, общественного хозяйствования, внутренних законов его развития.

Некоторые авторы к объекту и предмету экономической теории относят экономическое пространство. Так, например, М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев пишут: “Идентификация экономического пространства в качестве объекта и предмета экономической науки представляет собой решение проблем философского анализа соотношения физической и геометрической составляющих представлений (моделей) исследователей”. Далее они отмечают: “Рассмотрение экономического пространства в качестве объекта и предмета анализа превращает экономическую науку в науку чисто социальную в том плане, что предметом становятся не отношения между людьми по поводу вещей, а отношения по поводу позиционирования субъектов. Внешне кому-либо может показаться, что в данном утверждении не содержится нового содержания. Однако дело в том, что в новой экономике (экономике знаний) деятельность, осуществляемая в каком-то месте и времени, становится объектом поглощения(собственностью). Деятельность, позволяющая не просто присваивать, пользоваться, владеть, распоряжаться и т.п., а поглощать, становится социальной деятельностью”.

Здесь нужно отметить, что отношения по поводу позиционирования субъектов представляют производными и вытекают из отношений между людьми по поводу вещей, сущностных экономических отношений. Далее экономические отношения, прежде всего, являются социальными, поскольку это отношения между субъектами, людьми. Также особо нужно подчеркнуть, что экономическое пространство – это физическое трехмерное образование, в котором экономическое развитие, хозяйствование происходит во временном измерении. Экономическое пространство представляется условием существования и экономического развития, хозяйствования. Данное всеобщее условие предопределяет относительно обособленное существование объектов и субъектов хозяйствования, их взаимодействие и воспроизводство. Поэтому отождествление экономического пространства с объектом и предметом фундаментальной экономической науки будет не корректным.

Данные авторы, раскрывая содержание экономического пространства, пишут следующее:“…экономическое пространство как понятие экономической науки – это аналитическое представление связи экономических процессов и явлений, экономических потребностей и интересов, экономических отношений и их форм реализации и организации (включая экономические системы), адекватное сущностным способам расширения естественной среды обитания на основе создания искусственной среды”. Здесь идет речь не об экономическом пространстве, а о содержании экономической системы. Экономическое пространство, на наш взгляд, должно характеризоваться пространственным, трехмерным образованием, охватывающим отношения субъектов и объектов в процессе хозяйствования, развивающихся во временном измерении.

Другой исследователь О.А. Бияков при определении содержания экономического пространства предлагает следующее определение: “Экономическое пространство – это отношение между экономическими процессами субъектов хозяйствования и совокупным экономическим процессом (V-процессом) по формированию возможных результатов экономической деятельности. Элементами, образующими экономическое пространство … являются: совокупный экономический процесс, экономическое время, экономическая конкуренция”.

Как видно из вышеприведенных строк, что дополнением к определению является экономическое время. Но совокупность экономических процессов, в том числе конкуренция входят в содержание экономической системы, где ее развитие измеряется с учетом времени. Поэтому эти авторы подменяют содержание экономического пространства содержанием экономической системы.

Далее нужно выявить различие между предметом и объектом фундаментальной экономической науки. Если в целом под предметом фундаментальной экономической наукой понимают общественное хозяйствование, законы его развития, воздействие конкретных условий и факторов, то к объекту нужно отнести общественное хозяйство, общественное производство, экономику в общем, а в частности, экономику фирмы, домашнее хозяйство, экономику отрасли, национальную экономику, мировое хозяйство. Таким образом, объект фундаментальной экономической науки в отличие от ее предмета в содержательном плане характеризуется нейтральностью к действиям и процессам, в то же время представляя собой экономическое явление.

Итак, объект фундаментальной экономической науки есть то, что выбирают для исследования, он выступает в качестве существующих основ экономического явления в своей самости и нейтральности. Предмет же подразумевает активную часть содержания объекта исследования, персонифицированный экономический процесс: общественное хозяйствование, взаимодействие субъектов хозяйствования, хозяев собственности и экономических процессов, отношений, законы их функционирования; воздействие условий и факторов, предопределяющих особенности форм проявления. Далее нужно отметить, что общественное хозяйствование как предмет исследования содержит все категории, которые выражают отношения субъектов хозяйствования: систему, структуру, собственность, конкуренцию и другие.

Понятия и термины

Объект фундаментальной экономической науки; предмет теории общественного хозяйствования; родовое экономическое явление; богатство; социально-экономические условия; социально-экономические формы.

Рассматриваемы вопросы

1. Проблемы определения предмета фундаментальной экономической науки.

2. Критерии определения предмета теории общественного хозяйствования.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Ученые-экономисты о предмете фундаментальной экономической науки.

2. Единство и различие объекта и предмета фундаментальной экономической науки.

3. Объективные основы определения предмета теории общественного хозяйствования.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Назовите критерии определения предмета фундаментальной экономической науки?

2. Почему известный западный ученый-экономист П. Самуэльсон утверждал, что «…никакое определение предмета экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости»?

3. Какие факторы ограничивали познание предмета фундаментальной экономической науки?

Темы для рефератов

1. Классическая школа в определении предмета фундаментальной экономической науки.

2.Неоклассики и маржиналисты в определении предмета исследования в экономике.

3.Институционалисты в определении предмета исследования экономической теории.

Литература

1. Экономическая теория /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича – СПб, 1999.

2. Львов Д.С. Предисловие к статье Гринберге Р. и Рубинштейн А./Российский экономический журнал.- М, 1997.- №1.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т.1/Пер. с англ.- М., 1992.

4. П.Самуэльсон. Экономика. В 2-х томах, Т.1.- М., 1997.

5. В.П.Кузьмин. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. – 3-е изд., доп. - М., 1986.

6. Маршалл А.Принципы экономической науки.- М., 1993.

7. Маркс К. Капитал. Т.1. Кн.1.- М., 1983.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право /Пер. с англ.- М., 1993.

9. Хуэйлинь У. Поговорим о лауреатах Нобелевской премии по экономике за 1999г. – ЦЦ. -1999. - № 37.

10. Confucianism and Economic Development. Ed/by Tzong-shian Yu and Joseph S. Lee. Taipei, 1995.

11. М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев. Методология экономической науки. Кострома:КГУ,им. Н.А. Некрасова, 2007. 358с.

12. О.А. Бияков. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 152 с.

Предыдущая

Предмет экономической теории.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) – деятельность, связанная с внешней торговлей;

Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) – сельскохозяйственное производство;

Английская классическая политэкономия (У. Петти, А. Смит) – труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

Марксизм (К. Маркс) – экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

Неоклассическое направление (А. Маршалл). – Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” – аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) – необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

Предмет экономической теории – это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория - наука о рациональном экономическом выборе.

Факторы производства. Проблема выбора.

Факторы производства - экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

Традиционно выделяют следующие факторы производства:

Земля - это естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Капитал - совокупность имущества, используемого для получения прибыли.

Предпринимательские способности - это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Информация - ресурс, используемый в экономических процессах. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе.

Очевидным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производственные возможности всех имеющихся ресурсов. Иными словами, существуют две экономические аксиомы:


1) потребности общества безграничны и неутолимы;

2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки.

В связи с этим необходимо делать выбор, во-первых, какие потребности удовлетворять в первую, вторую, в последнюю очередь, а от каких следует отказаться ради того, что в настоящий момент мы считаем более важным. Во-вторых, как наиболее эффективно, используя ограниченные ресурсы, добиться наибольшего результата. Ведь порой из одних и тех же ресурсов можно получить разные товары, удовлетворяющие разные потребности, и в разном количестве.

Таким образом, перед обществом, предприятием и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными, конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляет предмет экономической науки.

Для человека проблема выбора состоит в том, как, исходя из располагаемого дохода, в максимальной степени удовлетворить свои потребности.

Для предприятия проблема выбора заключается в том, как, исходя из имеющихся ресурсов, произвести необходимую обществу продукцию и получить максимум прибыли.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook