Экономическая свобода и социальная ответственность презентация. Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

1)Экономическая свобода и её границы: исторический аспект:

2)Социальная ответственность: в чём она проявляется?

Выполнениенравственногодолга;

Соблюдение законов;

Обеспечение экологической безопасности;

Повышение уровня образования и культуры.

3)Экономическая свобода и социальная ответственность в современном мире:

Принцип«ничегосверхмеры»

Регламентация законом и традицией прав собственника

Сознательное выполнение морально-правовых требований

Изменение отношения предпринимателей к окружающей среде: устойчивое развитие.

Основные типы экономических систем

1) Понятиеобэкономическойсистеме.

2) Основные типы экономических систем:

а) традиционная;

б) рыночная (классический рынок);

в) плановая (командная);

г) смешанная(социально-ориентированныйрынок).

3) Основные отличия между экономическими системами:

а) формы собственности на средства производства;

б) механизмы, способы регулирования экономических отношений.

4)Экономика как система общественного производства

А)материальноепроизводство

Б) нематериальное(духовное) производство

5) Особенности экономической системы и перспективы ее развития современной России

Государство в рыночной экономике

1. Рынокиегофункции

а) регулирование производства и потребления б) информационная

в) санирующая

г) посредническаяидр.

2. Сильные и слабые стороны рынка

3. Экономические функции любого государства а) производство общественных благ

б) фискальная

в) установлениеправовыхрамокэкономическойдеятельности

4. Функции государства в условиях рынка

Фирма в экономике

1 Понятие фирма

2 виды фирмы

ачастныекоммерческиепредприятия

б частные не коммерческие предприятия в Государственные предприятия

г смешанные (частно-госуд.) предприятия

3 цели деятельности фирмы

4 организационно-правовыеформыпредприятия

а полное товарищество

б товарищество не вере(командное)

в общество с ограниченной ответственностью

г общество с дополнительной ответственностью д акцизное общество


5 внутренние и внешние ресурсы фирмы

6 Фирма в условии рыночной конкуренции

7 затраты фирмы

8 видыприбылифирмы:

А)бухгалтерская

Б)экономическая

Место информации в современной экономике.

1) Экономика: понятие, значение для общественного развития.

2) Историческиеступениразвитияэкономическихотношений:

а) традиционная (аграрная) экономика;

б) экономика индустриального общества;

в) экономика постиндустриального (информационного) общества.

3) Факторы производства в современной экономике:

а) капитал;

в) трудовые ресурсы;

г) предпринимательские способности;

д) информация.

4) Значениеинформациивсовременныхэкономическихотношениях:

а) "ноу-хау";

б) информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

в) патентоведение.

5) Обмен опытом, знаниями, информацией в условиях глобализации экономики.

Деньги. Инфляция

1. Понятие денег.

2. Виды денег:

Натуральные;

Бумажные;

Электронные.

3. Функции денег:

Мера стоимости;

Средствообмена(обращения);

Средство платежа;

Средство накопления;

Мировые деньги.

4. Закон денежного обращения

5. Понятиеивидыинфляции:

Умеренная;

Галопирующая;

Гиперинфляция.

6. Социально-экономические последствия инфляции.

7. Антиинфляционнаяполитика.

Фирма как субъект рыночной экономики

1. понятие фирма

2. классификация фирм по размеру:

а) мелкие б)средние в)крупные

г)крупнейшие (монополии)

3. признаки фирмы:

а)создание и реализация продуктов и услуг б)фирма – производственный кооператив


в)получение прибыли

4. формы гражданского имущества согласно кодексу РФ

а)фирма – собственник имущества

б)фирмаимеетимуществовхозяйственномведении

в)имущество находится в оперативном управлении фирмы

5. цели деятельности фирмы: а)увеличение объема продаж б)достижение более высоких темпов роста в)увеличение доли рынка

г)увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

6. значение фирм в современной рыночной экономике

Понятие и механизм рынка

1. понятие о рынке

2. спросипредложениекакосноварыночногомеханизма, законспросаипредложения

а)понятие и виды конкуренции: б)внутриотраслевая в)межотраслевая

г)ценовая д)неценовая е)совершенная ж)несовершенная

3. функции рынка а)информационная б)посредническая в)контролирующая г)ценообразующая

4. виды рынков а)конкурентный

б) монополистическаяконкуренция

в) монополия г) монопсония д) олигополия

5. достоинстваинедостаткирыночногомеханизмавсовременномроссийскомобществе

Конкуренция

1.Понятие Конкуренции.

2. 2вида: а)ценовая. Б)неценовая.

3. 4 вида рыночной структуры. а)Совершенная.

Б)Монополия. В)Олигархия. Г)Монополистическая-

1.чистая монополия.

2.абсолютная монополия.

3. Монопсония.

4.Конкуренция в России, сегодня.

  • Составить план экономическая свобода и социальная ответственность
  • 1. Экономическая свобода как фундамент рыночной экономики. 2. Проявление экономической свободы А) экономическая свобода производителя Б) экономическая свобода потребителя. 3. Социальная ответственность производителя ​А) не производить во вред обществу, ​Б) не производить в ущерб природе, ​В) не производить с нарушением честной конкуренции, ​Г) не производить в нарушении норм морали и нравственных ценностей общества. 4. Социальная ответственность потребителя. ​А) не потреблять сверх разумной меры, ​Б) не потреблять в ущерб обществу, ​В) не потреблять в ущерб природе. 5. Единство экономической свободы и социальная ответственность как условие устойчивого развития общества.
  • Помогите составить план к заданию С8 (обществозн.) на тему: Свобода и ответственность личности
  • 1. Понятие

    1)Свобода

    2)Ответсвенность

    2.. Виды свобод.

    1)Свобода слова

    2)Свобода перемещения

    3)Свобода вероисповедания

    3. Виды ответсвенности:

    1) историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д. ;

    2) индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

    3)Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

  • Помогите составить развернутый план по теме: свобода и ответственность
  • 1. Что такое свобода и ответственность
    . 2. Виды свобод:
    - экономическая;
    - политическая;
    - духовная;
    - гносеологическая.
    3. Свобода как познанная необходимость.
    4. Отражение относительного характера свободы - ответственность:- наличие долга и совести;- умение осуществлять самоконтроль;- самоуправление.
    5. Ограничение свободы личности. Ответственность за поступки.
    6. Роль сворбоды в современном российском обществе. Ответственность, отраженная в Конституции РФ.
  • С5. Назовите
    любые четыре глобальные проблемы современности.

    С6. Перечислите
    любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

    С8.
    Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Налоги в Российской
    Федерации».
    Составьте
    содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в
    подпунктах.

    С9. Напишите эссе
    по экономике или социальной психологии:

    Социальная
    психология
    «Человек
    делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р. Музиль)
    Социальная
    психология
    «Нас формируют
    те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель)
    Социальная
    психология
    «Человек – это
    существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя
    проектирует в будущее». (Ж. П. Сартр)
    Экономика
    «Экономическая
    конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга». (Э.
    Каннан)
    Экономика
    «Если мы
    планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то
    свобода будет потеряна». (К. Поппер)
    Экономика
    «В коем
    царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и
    царству тому не может быть богатому». (И. Посошков)

    С10. В чем
    проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех
    положений.

    С11. Назовите
    три исторических типа общества.

    С12.
    Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Государство в рыночной
    экономике».
    Составьте
    план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен
    содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • С5

    1) угроза истощения природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии);
    2) экологический кризис, порождаемый вторжением человека в биосферу (ухудшение экологического положения);
    3) угроза перенаселения планеты;
    4) негативные последствия научно-технического прогресса.
  • Составить схему из слов очень срочно Экономика, Потребление, Уровень жизни, ВВП, Экономические механизмы, Профессиональной общности, Приватизация, Спрос, Экономический интерес, Ресурсы, Правовая защита, Ответственность, Рынок, Цена, Конкуренция, Бизнес план, Вознаграждение, СМИ, Уровень бедности, Потребности
  • Уровень жизни зависит от экономики, ресурсов, экономических миханизмов, при этом уровень бедности и рынок потребности значительно привзошел экономический интерес, приватизация жилья отпределяет цену и в последствие тянет за собой конкуренцию, при всем этом есть люди которые ищют выгоду и вознагрождение, и все ВВП и СМИ не нуждаються в спросе правовой защите, професиональной общьности!

  • Нужно составить тезисный план?

    Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer - целый) - состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
    Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
    Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой - оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции - степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

    Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
    Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
    Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
    Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу . Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
    Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.

  • 1) Групповая интеграция.

    2) В развитой малой группе есть дифференцированная система всех видов отношений, соответствующих социальным нормам.

    3) Три составляющих слоя группы согласно теории А. В. Петровского.

    4) Процессы сплоченности, руководства и лидерства - важные факторы групповой интеграции.

    5) С групповой интеграцией связана деиндивидуализация личности в группе.

    6) Интеграция связана с дружескими отношениями - эмоциональной привязанностью друг к другу.

    7) Дружеские отношения - одна из главных особенностей межличностных отношений у подростков.

  • Составить развернутый план по теме «Экономика и экономическая наука».
  • 1. Определение экономики как науки
    2. Основные задачи экономики
    3. Функции экономической теории
    - познавательная
    - методологическая
    - практическая
    -образовательная
    - идеологическая
    4. Уровни анализа экономики
    - макроэкономика
    -микроэкономика
    5. Экономические школы
  • Дан текст ответьте на вопрос: Дан текст ответьте на вопросы:

    Свобода выступает как необходимая форма существования здорового общества, как форма его бытия. Но свобода всегда имеет какие-то границы и границы эти связаны с феноменом ответственности.
    Свобода и ответственность должны выступать как главные, взаимосвязанные ориентиры развития человечества. Если в процессе реализации своего свободного выбора социальный субъект от человека до социальной группы и общества в целом игнорирует этику ответственности, то это путь к авторитарности, который, в конечном итоге, для общества может обвернуться тоталитаризмом.
    Феномен социальной свободы связан с личностной потребностью в широком социальном пространстве для деятельности, целью которой является общественная самореализация, самоактуализация и самоутверждение индивида. Социальная свобода нормативна и подразумевает существование нравственных ограничений и регулятивов. Нравственность есть основа межчеловеческого общения, и только нравственные отношения между социальными субъектами можно назвать в полной мере свободными.
    Именно человеческая деятельность, осуществляемая в рамках общества, служит основанием его внутренней системной целостности.
    Каждый акт деятельности осуществляется в определенном пространстве, где бы человек, несущий в мир свое уникальное «Я», мог освоить и индивидуально воспринять существующий мир культуры для того, чтобы в этой культуре реализовать себя. Статус социального обретает любое явление, вовлеченное в силовое поле деятельности, выступающее как модус или атрибут этой социальной субстанции. Деятельность в широком смысле обозначает специфический способ существования, который выделяет людей из мира природы и противопоставляет ей. Внутренний мир личности способен трансформироваться во внешнее бытие личности только посредством поступка. Личность изначально несет ответственность за каждый свой поступок и всю деятельность и именно в этом смысле личность свободна изъявлять свою волю соответственно личным убеждениям и ответственности за них.

    С4. Что лежит в основе социальной ответственности? Каковы ее виды?

  • В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека.

    Социальная ответственность - сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория, изучаемая многими науками, но под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности, которые в совокупности составляют родовое понятие "социальная ответственность".

  • 1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением двух, характеризуют командную экономику. Вопрос без заголовка
    1) цикличность развития экономики, 2) централизованное распределение ресурсов, 3) государственный контроль над ценами, 4) товарный дефицит, 5) отсутствие безработицы, 6) конкуренция производителей. Найдите и выпишите в строку ответа номера понятий, выпадающих из этого ряда.
    2. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением двух, относятся к необходимым условиям существования рыночной экономики.
    1) централизованное распределение ресурсов, 2) конкуренция, 3) частная собственность, 4) свобода потребителя, 5) предпринимательство, 6) директивные цены. Найдите и выпишите номера понятий, выпадающих из этого ряда.
    3. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к описанию рыночной экономической системы.
    1) свободное ценообразование, 2) конкуренция производителей, 3) государственная системa налогов и сборов, 4) защита частной собственности, 5) товарный дефицит. Найдите и запишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
    4. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют командную экономику.
    1) плановое развитие, 2) централизованное распределение ресурсов, 3) государственный контроль над ценами, 4) экономическая самостоятельность производителя, 5) преобладание государственной собственности. Найдите и запишите номер понятия, выпадающего из этого ряда
    5. Трое товарищей решили организовать совместный бизнес. Они сложили свои капиталы, арендовали помещение и закупили швейное оборудование. Один закупал ткани и расходные материалы, другой шил мужские сорочки, а третий продавал их на рынке. Предприятие какого типа они организовали?
  • 1. 1) 6) 2. 1) 6) 3. 5) 4. 4) 5. Полное товарищество - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах, и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищества. Полное товарищество не связано публичной отчетностью, т. е. не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности.
  • Конспект 76 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

    Что такое предпринимательская деятельность? В соответствии с российским законодательством, под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность отдельных граждан или их объединений, которая направлена на создание чего-либо нового, обладающего ценностью, и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их материальную ответственность. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 34), каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с законодательством. Другими словами, право на предпринимательскую деятельность является неотъемлемым правом любого гражданина.

    Субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный человек, так и объединение людей – организация или предприятие. Отдельного человека, занимающегося предпринимательской деятельности, в России называют индивидуальным предпринимателем, предприятие или организацию − юридическим лицом. При этом между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом с точки зрения закона особой разницы нет. Юридическое лицо, будучи признано таковым, с точки зрения закона имеет определенное имущество и обладает правами и обязанностями, а также может выступать в суде в качестве истца или ответчика. Понятно, что всеми этими признаками обладает и любой индивидуальный предприниматель. Следовательно, юридическое лицо оказывается полноценным субъектом экономической деятельности. Что касается реального распределения функций, то оно определяется уставом и − иногда − также учредительным договором. Участвуя в деятельности юридического лица, каждый работник организации выступает от ее имени (хотя, конечно, это не отменяет его персональной ответственности в случае, если он совершит правонарушение).

    Основное право каждого предпринимателя − свободно осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Предпринимателям ставятся равные условия осуществления соответствующей деятельности. Им гарантируется равное право доступа на рынок, к материальным, трудовым, природным и информационным ресурсам, что отражает важнейший принцип рыночной экономики.

    Определенный вид деятельности является специфическим, требует разрешения и осуществляется государственными органами (производство оружия, боеприпасов, наркотических, взрывчатых, сильнодействующих и ядовитых веществ; посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; производство табачных изделий и т.п.). В отдельных случаях деятельность должна осуществляться только на основании лицензии (образовательная, банковская, строительная и т.п.).

    В американской экономической литературе предпринимательство характеризуется как попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее, как готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей.

    Однако далеко не каждый может успешно заниматься предпринимательской деятельностью. В условиях рыночной экономики человек старается правильно определить свои сильные и слабые стороны, профессиональные способности, умственное развитие и другие качества, необходимые предпринимательской деятельности.

    Важнейшим качеством людей, занимающихся бизнесом, является независимость экономического мышления, самостоятельность в суждениях и принятии решений.

    Но не всякая деятельность, позволяющая "делать деньги", является бизнесом. Жулик и мошенник тоже "добывают деньги", но население и государство в цивилизованных странах эти действия не воспринимают как бизнес. Деятельность делового человека (бизнесмена) исключает жульничество, в противном случае с таким партнером никто не захочет иметь дело.

    Пожалуй, наиболее сильным мотивом к производственной деятельности для любого человека и предприятия является получение прибыли. В обычном языке это слово употребляется для обозначения заработанных в результате какой-то операции денег. Прибыль необходима, поскольку без прибыли нельзя выплачивать заработную плату, а следовательно, никто не захочет работать. Кроме того, перед предприятием могут стоять и более глобальные цели, например, развитие производства и увеличение его объемов. А это также предполагает затраты. Следовательно, без денежных средств любое развитие оказывается лишь смелым проектом, который невозможно воплотить в жизнь.

    Чтобы понять, что такое прибыль, сначала необходимо остановиться на том, как складывается цена на товар или услугу. Конечно, она напрямую зависит от спроса и предложения. Однако если бы она определялась лишь этими факторами, то все было бы слишком просто. Любое производство предполагает затраты. А следовательно, цена на товар или услугу не может быть ниже, чем те деньги, которые были затрачены на их производство. Никто не станет работать без прибыли, а тем более − себе в убыток. Затраты на производство в экономике называют издержками.

    Понятие издержек производства тесно связано с факторами производства. Основными факторами производства являются труд, земля и капитал. Издержки производства − это затраты производителя на факторы производства. Так, ни один товар не может быть произведен, если людям, участвующим в производстве, не будет выплачена заработная плата, которая, как известно, и является ценой труда. Кроме того, в большинстве случаев производство товара или услуги предполагает приобретение сырья, оборудования, энергии и т.д. Особо выделяют также издержки обращения, то есть затраты, на которые приходится идти в процессе сбыта товара (например, затраты на транспортировку, хранение и т.д.).

    Теперь можно дать и определение прибыли. Прибыль − это часть дохода предприятия, которая превышает сумму издержек производства и обращения. Соответственно, если деятельность предприятия не приносит прибыли, говорят, что это предприятие убыточно.

    Прибыль в обыденном смысле слова, то есть доход предпринимателя, который тот может "положить себе в карман" и использовать по своему усмотрению, никогда не является просто суммой, полученной в результате вычитания из дохода издержек производства и обращения.

    Прежде всего, следует различать совокупную и чистую прибыль. Совокупная прибыль – это доход предприятия минус издержки производства и обращения. Совокупная прибыль включает в себя также налоги, которые должен перечислить государству предприниматель, арендную плату и прочие обязательные платежи. После уплаты этих обязательных платежей у предпринимателя остается чистая прибыль, то есть те деньги, которыми предприниматель уже может распоряжаться по своему усмотрению.

    Однако и чистая прибыль не является "заработной платой" предпринимателя. Дело в том, что перед ним стоят задачи расширения и совершенствования производства; для настоящего предпринимателя, который не гонится за сиюминутной личной выгодой, эти задачи оказываются личными потребностями: его дело – это его дело, часть его жизни. Поэтому часть средств направляется как на текущие, так и на будущие нужды предприятия. Деньги на будущие нужды предприятия составляют накопительный фонд; эти деньги могут быть в дальнейшем использованы для расширения производства, внедрения новых технологий, приобретения нового оборудования и т.д. В текущие нужды предприятия входят забота о работниках (например, мероприятия по повышению их квалификации, социальная защита, медицинское обслуживание, обеспечение досуга и отдыха и даже подарки ко дню рождения), охрана окружающей среды.

    Кроме того, если предприятие представляет собой акционерное общество, предприниматель обязан выплатить владельцам акций дивиденд, то есть определенный процент от прибыли. Предприниматель обладает определенной свободой в определении размера дивиденда. Однако он не может уменьшать его, так как это может отвлечь от его предприятия интерес как реальных, так и потенциальных акционеров: никто не станет держать акции предприятия, если они не приносят прибыли.

    И только оставшиеся деньги являются чистым доходом предпринимателя, которые он может тратить на свои собственные нужды.

    Перед предпринимателем стоит важная и сложная задача: он должен распределить денежные средства между накопительным фондом, расходами на текущие нужды, дивидендом акционеров и собственным доходом в максимальной степени рационально. От этого напрямую зависит успешность его предприятия. Дело в том, что при недостаточных накоплениях производительность, а следовательно, и прибыль предприятия будут постепенно снижаться. С другой стороны, слишком активные отчисления в накопительный фонд могут привести к снижению трат на текущие нужды, а это непременно приведет к ухудшению атмосферы на предприятии и даже к протесту со стороны работников.

    Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения – исполняя роль покупателя, продавца, производителя, наемного работника, потребителя и.т.д. Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства.

    Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другого места работы. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т.е. такой уровень, который бы позволил им выжить.

    Правовые методы государственного регулирования экономической жизни заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий −монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

    Вопросы и задания

      Что такое предпринимательская деятельность?

      Кто такой индивидуальный предприниматель?

      Что означает выражение "юридическое лицо"?

      Каково основное право каждого предпринимателя? Какие предоставляются гарантии государством предпринимателям? Какие виды деятельности осуществляется только государственными органами?

      Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать предприниматель?

      В чем состоит социальная ответственность и этика бизнеса?

      Что такое издержки? Из чего они складываются?

      Что такое прибыль?

      Какие виды прибыли вы знаете? Как происходит распределение прибыли?

      Какую роль выполняет государство при рыночной экономике? В чем заключаются его правовые методы регулирования экономики?

      Представьте, что вы открываете собственное предприятие. Какие экономические связи и с кем пришлось бы вам установить? Какие профессиональные знания и умения вам потребуются?

    УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10КЛ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

    МОУ «СОШ № 12 С УИОП» КУПРИЯНОВА С.А.

    РАБОТАТЬ-ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ, А ТВОРЧЕСТВО – ЕДИНСТВЕННАЯ ГЛУБОКАЯ И РЕАЛЬНАЯ РАДОСТЬ, КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИСПЫТАТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ

    ВИНЧЕНЦО ДЖОБЕРТИ

    Слайд 2

    ЗАДАЧИ УРОКА

    • ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
    • ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
    • ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
    • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА
  • Слайд 3

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ГОСУДАРСТВА

    Слайд 4

    ВСПОМНИМ

  • Слайд 5

    ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ

    Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
  • Слайд 9

    • СПОСОБЫ И ФОРМЫ СОЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • КАК ПОД ВЛИЯНИЕМ НТР МЕНЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
    • КАКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
    • УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВА «ВСЕБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» ЭТО…
    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    • СОКРАЩАЕТСЯ ДОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА И ВОЗРАСТАЕТ СФЕРА УСЛУГ
    • НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
    • ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ БОГАТЫХ К БЕДНЫМ
  • Слайд 10

    Противоречие экономической деятельности

  • Слайд 11

    ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • Слайд 12

    КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  • Слайд 13

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

    • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
    • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА И ПРАВОВЫХ НОРМ
    • НА ЗАПАДЕ ВОЗМОЖНО СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЭКОЛОГИЧ. БЕЗОПАСНОСТИ
    • В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КРАЙНЕ НИЗКА, НЕСМОТРЯ НА ДЕКЛАРАЦИИ
  • Слайд 14

    СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    • ПРАКТИКА ДОКАЗЫВАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В 90- Х 20 ВЕКА ВЫЗВАЛ СМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩЕЙ РАЗВИТЫМ СТРАНАМ
    • ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Слайд 15

    Связь экономической культуры и деятельности

    • Уровень экономической культуры
    • Успешность выполнения социальных ролей
    • Результативность экономической деятельности
    • Переход к новому способу производства
    • Высокая нравственность, высокий уровень культуры
    • Современный труд
    • Самодисциплина, самоконтроль
  • Слайд 16

    Алексей Третьяков, председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в

    сфере потребительского рынка

    «А вообще быть социально-ответственным выгодно. Эффект приблизительно тот же, что и от практического применения известной «теории разумного эгоизма». Вы соблюдаете законы, вовремя платите налоги? Значит, не придется овладевать профессией швеи-мотористки и шить рукавицы в Краснокаменске. Вы не обманываете партнеров по бизнесу, соблюдаете записанные и не записанные договоренности? Это - на самом деле - инвестиции в репутацию, которые рано или поздно конвертируются в прибыль. Вы хорошо относитесь к своему трудовому коллективу, платите им достойную зарплату? Они отплатят вам эффективной работой и не бросят в трудный момент».

    Волкова А.А

    МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

    Урок обществознания в 10 классе.

    Учитель Волкова А. А,

    КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

    Тема: Экономическая культура.

    Учебная цель :

    Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

    Развивающая цель :

    Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

    Воспитательная цель :

    Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

    Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

    Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

    Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

    Ход урока:

    I . Организационный момент (1 мин.).

    II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

    III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

    IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

    V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

    VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

    VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

    VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

    I . Организационный момент.

    Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

    З Задачи:

    1. Обеспечить контакт с классом.

    2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

    3. Создать рабочую атмосферу.

    II. Проверка домашнего задания.

    Задача:

    Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

    1.Индивидуальная работа у доски.

    Задание:

    1. Составить схему «Экономическая культура».

    2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

    3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

    2. Фронтальный опрос.

    1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

    2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

    3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

    3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

    III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

    Задача:

    Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

    Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

    Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

    Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

    Об этом и пойдет разговор на уроке.

    IV . Усвоение нового материала.

    1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

    2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

    Задачи:

    1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

    2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

    План изучения темы: (Слайд №5)

    I . Деловая этика.

    II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

      Деловая этика.

    Работа в группах. (3 группы).

    Задание 1.

    Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

    Обсуждение задания.

    Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

    1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

    2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

    3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

    4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

    5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

    Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

    Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

    Задание 2.

    Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

    1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

    Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

    2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

    3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

    4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

    5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

    6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

    Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

    Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

    II . Экономическая свобода и социальная ответственность

    «Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

    Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

    Учитель : Честным быть выгодно?

    Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

    Беседа по вопросам: (Слайд №15)

      Что такое экономическая свобода?

      Что такое ответственность? Социальная ответственность?

      Как связаны между собой:

    Экономика и право;

    Экономика и экология

    Экономика и социальная и политическая стабильность

    V . Закрепление изученного.

    Задача:

    закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

    Учитель : определите понятия (Слайд №16)

      Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

    Уровень и качество экономических знаний,

    Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

    (экономическая культура).

      Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

    (деловая этика)

      самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

    (экономическая свобода)

      социальное и морально-правовое отношение личности

    Выполнение нравственного долга и правовых норм.

    (социальная ответственность)

    VI . Контроль и коррекция знаний.

    Работа с тестом. Самоконтроль.

    Задача:

    Проверить уровень усвоения материала.

    Тест. (Слайд 17)

      Вставьте пропущенные слова:

    А. Экономическая культура общества - это система … .

    Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

      Экономические отношения включают

    А. Обмен.

    Б. Потребление.

    В. Производство.

    Г. Распределение

    Д. Все выше перечисленное.

      Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

    Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

    2.Д;

    3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

    VII . Информация о домашнем задании.

    Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

    Задача :

    проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

    VIII . Подведение итогов урока.

    Задача:

    оценить деятельность учащихся.

  • Понравилось? Лайкни нас на Facebook